Коротко говоря, конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны).
Конфликт представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить.
Он может происходить между несколькими индивидами, а может и между группами. В первом случае чаще всего конфликт основан на эмоциях и личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает в межгрупповой конфликт.
Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в этот момент начинается конфликт – здесь приведены две составляющие конфликта:
· недовольство поведением других людей;
· ответная агрессивная реакция.
Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности действия социальных институтов.
Причиной конфликта является объект
, из-за которого, собственно, и зарождается конфликт. Этот объект должен быть неделимым, или должен казаться таковым в глазах конкурентов.
Конфликт складывается из ситуации, которая формируется на предконфликтной стадии, и инцидента. Об этих стадиях будет сказано подробнее в разделе «Стадии конфликта».
Каждая из сторон обладает определенными ресурсами, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
· личностные ресурсы (интеллектуальные, физические, морально-волевые, психологические способности);
· социальный потенциал (то, насколько группа сплочена, насколько сильно люди поддерживают друг друга; наличие сильного лидера);
· экономический потенциал и финансовые ресурсы;
· организационный потенциал (то, насколько хорошо организованы и дисциплинированы индивиды);
· материальный потенциал (вода, питание, медицинские препараты, топливные ресурсы);
· культура;
· время.
Внешние ресурсы:
· союзники, с которыми нужно наладить отношения;
· политические ресурсы (суд, право, официальные документы и т.д.);
· природные ресурсы.
Рекомендуем к прочтению:
Проблемы образования и воспитания
С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, свод ...
Средний класс. Особенности его существования в
России
Цементирующей силой современных обществ многие социологи называют средний класс. Ему часто отводится роль стабилизатора социальных отношений. Но каков средний класс в России? За годы реформ мы потеряли средний класс интеллигенции, который ...
Гипотеза как форма развития. Классификация
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догад ...
|