Что такое конфликт?

Коротко говоря, конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны).

Конфликт представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить.

Он может происходить между несколькими индивидами, а может и между группами. В первом случае чаще всего конфликт основан на эмоциях и личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает в межгрупповой конфликт.

Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в этот момент начинается конфликт – здесь приведены две составляющие конфликта:

· недовольство поведением других людей;

· ответная агрессивная реакция.

Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности действия социальных институтов.

Причиной конфликта является объект

, из-за которого, собственно, и зарождается конфликт. Этот объект должен быть неделимым, или должен казаться таковым в глазах конкурентов.

Конфликт складывается из ситуации, которая формируется на предконфликтной стадии, и инцидента. Об этих стадиях будет сказано подробнее в разделе «Стадии конфликта».

Каждая из сторон обладает определенными ресурсами, которые можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

· личностные ресурсы (интеллектуальные, физические, морально-волевые, психологические способности);

· социальный потенциал (то, насколько группа сплочена, насколько сильно люди поддерживают друг друга; наличие сильного лидера);

· экономический потенциал и финансовые ресурсы;

· организационный потенциал (то, насколько хорошо организованы и дисциплинированы индивиды);

· материальный потенциал (вода, питание, медицинские препараты, топливные ресурсы);

· культура;

· время.

Внешние ресурсы:

· союзники, с которыми нужно наладить отношения;

· политические ресурсы (суд, право, официальные документы и т.д.);

· природные ресурсы.


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы образования и воспитания
С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, свод ...

Средний класс. Особенности его существования в России
Цементирующей силой современных обществ многие социологи называют средний класс. Ему часто отводится роль стабилизатора социальных отношений. Но каков средний класс в России? За годы реформ мы потеряли средний класс интеллигенции, который ...

Гипотеза как форма развития. Классификация
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догад ...