В настоящее время на деловую стратегию предприятия влияют такие факторы как глобальная конкуренция, коренные политические изменения, меняющаяся система общественных ценностей и угроза экологической безопасности, поэтому достижение высоких экономических результатов зависит от отношения предприятия со stakeholder [1].
Stakeholder предприятия - это лица или группы, которые вовлечены и влияют на политику предприятия и его деятельность [1].
В практике управления предприятием часто можно встретить тех, кто игнорирует потребности их stakeholder, считая что "один несчастный клиент или служащий не имеют значения!". Такое отношение к stakeholder не имеет права на существование, так как оно приводит к огромным финансовым потерям [1].
Часть Stakeholder является субъектом социальной политики предприятия, часть - объектом. Объекты социальной политики предприятия (все население, социальные общности): персонал предприятия, потребители продукции данного предприятия и общество в целом. Потребители продукта, по мнению авторов, являются наименее защищенными в случае, если предприятие ведет себя социально безответственно. В качестве субъекта социальной политики предприятия выступает руководство предприятия, а также все структуры предприятия, разрабатывающие принципы и нормы оплаты труда работников, социальные выплаты; отвечающие за условия и охрану труда, квалификацию кадров, их подготовку и переподготовку; определяющие содержание и развитие социальной инфраструктуры, реализацию социальных программ; организующие коммуникационные связи предприятия с окружающей средой [2].
Отношения со stakeholder можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Первичные отношения предприятия с обществом включает все прямые отношения, которые необходимы для того, чтобы выполнить главную цель предприятия - получить прибыль за счет удовлетворения потребностей потребителей. Первичные отношения формируют стратегию предприятия и показывают важность stakeholder для осуществления его хозяйственной деятельности. К первичным Stakeholder относятся: персонал предприятия, акционеры, кредиторы, поставщики, конкуренты, клиенты, оптовые и розничные продавцы (рис.1) [1].
Персонал своей работой обеспечивает эффективную деятельность предприятия; акционеры и кредиторы - финансовый капитал предприятия; поставщики - сырье, материалы и т.п.; клиенты - потребляют изготовленную продукцию; борьба с конкурентами - побуждает к лучшим результатам; оптовые и розничные продавцы занимаются перемещением продукции от предприятия к поставщикам. | |  | Рис.1. Первичные stakeholder предприятия
Вторичные отношения возникают тогда, когда сторонние организации, группы или отдельные люди проявляют интерес к действиям предприятия, результатам его деятельности, взаимодействию с внешней средой. Отношения предприятия со второй группой stakeholder возникает как результат первичных деловых действий предприятия. К вторичным stakeholder относятся те, кто затрагивают непосредственно или косвенно предприятие вторичным воздействием или причастностью к деятельности компании. Это федеральные, государственные и местные органы власти, иностранные правительства, социально активные группы, средства массовой информации, группы поддержки бизнеса, общественная публика, местные общества (рис.2) [1].
Вторичные отношения так же серьезно влияют на деятельность предприятия, как и первичные. "Вторичные" отношения не подразумевают, что они менее важны, чем первичные. Это означает, что они происходят как последствия первичных хозяйственных действий предприятия. | |  | Рис. 2. Вторичные stakeholder предприятия
Первичные и вторичные отношения не всегда отличаются, часто, они находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Например, выпуск экологически безопасного автомобиля влияет как на первичных stakeholder (персоналу предприятия необходимо переквалифицироваться; акционерам и кредиторам проинвестировать новое производство, найти новых поставщиков, оптовых и розничных продавцов; появятся новые неизученные конкуренты и клиенты), так и на вторичных (совпадет ли новая стратегия предприятия с той, которую проводят федеральные, государственные и местные органы власти; не противоречит ли это международным интересам; какая на это будет реакция социально активных групп; поддержат ли новшества средства массовой информации и группы поддержки бизнеса; как на это отреагирует общественная публика).
Рекомендуем к прочтению:
Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник
психических травм
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...
Негативные формы девиантного
поведения
Каким бы относительным ни было соотношение нормы и девиантности, принято различать:
- позитивные формы
отклоняющегося поведения;
- негативные формы
отклоняющегося поведения.
Можно изобразить некоторый континуум, т. е. числовую прямую ...
Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...
|