Взаимодействие первичных и вторичных stakeholder создает диалоговую социальную модель предприятия и общества,
как показано на рис.3. На рис.3 первичные stakeholder показаны слева, а вторичные - справа [1].
Рис.3. Диалоговая социальная модель предприятия и общества
Предприятие и общество настолько сильно переплетены между собой в диалоговую социальную систему предприятия, что действия предпринятые в одной, неизбежно затронут и повиляют на другую. Границу между ними провести очень сложно. Предприятие - это часть общества, и общество, в свою очередь, часть предприятия. Они являются и отдельными, и, в тоже время, взаимосвязанными.
Главные выводы, которые можно сделать на основании диалоговой модели следующее:
1) на принятие управленческих решений в бизнесе влияют первичные и вторичные stakeholder. Влияние этих stakeholder стало важным для предприятий различных видов деятельности, форм собственности, размеров;
2) менеджеры предприятий в настоящее время стали особенно ответственными за людей, на которых влияет их экономическая, политическая и социальная деятельность (прямо или косвенно);
одобрение деятельности предприятия обществом зависит от его экономической и социально-политической сфер. Автоизготовитель может произвести автомобили, которые получают прибыль, но столкнуться с общественным неодобрением, потому что они опасны или экологически вредны.
Диалоговая модель бизнеса и общества признает фундаментальную роль предприятия как экономического вкладчика в развитие социальной сферы. Но она также предлагает, что менеджеры должны принимать решения и выполнять действия, которые приносят пользу как обществу в целом, так и экономическим интересам предприятия [1].
Далее рассмотрим взаимосвязь социальных и экономических задач предприятия. Этот вопрос имеет практическое и научное значения потому, что обеспечить функционирование и развитие предприятия возможно лишь в условиях эффективного управления, которое базируется на четком определении целей и задач, которые оно должно достичь. Вследствие этого схематично рассмотрим задачи предприятия, которые влияют на уровень его социально - экономического развития (рис.4) [10].
Рис.4 наглядно иллюстрирует, что однозначно отделить социальные задачи от экономических невозможно. Большинство задач предприятия являются смешанными. Например, обеспечения населения товарами и услугами, с одной стороны - это экономическая задача, так как дает возможность получать прибыль, с другой - социальная, так как разрешает удовлетворять потребности населения. Вследствие экономического кризиса последних лет финансово-экономическое состояние многих предприятий ухудшился, что ограничило их возможности удерживать объекты социальной инфраструктуры, которые находятся на их балансе. Многие предприятия сегодня имеют существенные проблемы, связанные с финансированием социальной сферы, рассматривая ее лишь с точки зрения потребителя финансовых и материальных ресурсов. Но всестороннее развитие человеческого потенциала, удовлетворение его социальных потребностей - главная движущая сила повышения общественного развития и финансово-экономических показателей. Данная схема еще раз подтверждает, что социальная политика и экономика взаимозависимые и влияют одна на одну.
Рис.4 Задачи предприятия, влияющие на уровень его социально-экономического развития.
Рекомендуем к прочтению:
Бюрократия как общественное явление
Термин "бюрократия" в буквальном смысле означает господство канцелярии. Этот термин употребляется в нескольких значениях: 1) слой высших чиновников в государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соб ...
Основные проблемы семьи. Перспектива отмирания семьи и
ее кризис
Признаки ослабления семейных связей усматривается в следующих фактах: 1) все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа», 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше с ...
Социальная организация
и управление. Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инн ...
|