Основные социальные процессы и изменения связанные с персоналом
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная политика предприятия и человеческий фактор » Основные социальные процессы и изменения связанные с персоналом

На предприятии происходит непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения [6, 9]. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других.

Под социальным процессом на предприятии понимаются последовательные изменения социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эти изменения могут быть прогрессивными, когда они отвечают требованиям общественного прогресса и направлены на реализацию прогрессивных целей; регрессивными, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен; и изменения, в рамках сохранения исходного состояния.

Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в три основные группы.

I группа, процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Эти процессы включают в себя следующие моменты:

1) Прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организация может функционировать эффективно лишь при количественном и качественном соответствии - ее подсистем друг другу и целям организации. В условиях рынка, постоянного научно-технического прогресса, конкуренции необходимо предусматривать и проводить подготовку и переподготовку кадров в соответствии с последующими техническими и технологическими изменениями. Целесообразно прогнозировать и естественное движение кадров (выход на пенсию, служба в армии и т.д.), принимать меры для соответствующей их профессиональной подготовки и своевременного восполнения потребностей в них организации.

2) Подбор и расстановка кадров. В широком смысле слова это: а) профессиональная ориентация молодежи в соответствии с потребностями трудовой организации; б) профессиональный отбор (направление на профессиональную учебу работников с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей; в) подбор таких работников, которые могут обеспечить высокую эффективность труда; г) адаптация работников (создание в организации всех необходимых условий, позволяющих сократить срок вживаемости новых работников в коллектив); д) расстановка кадров (учет способностей и склонностей индивида при предоставлении ему работы); е) высвобождение и переподготовка кадров (переучивание или освобождение не справляющихся со своей работой работников).

3) Стабилизация коллектива, социальной организации. В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7 - 8%, то необходимо принимать меры по устранению причин этих увольнений. Здесь необходим всесторонний подход. Причины могут быть внешние и внутренние, объективные и субъективные.

II группа. Процессы изменения условий труда и жизни членов коллектива. Сюда входят следующие:

1) Использование трудового потенциала. Все работники трудовой организации должны использоваться в процессе труда с наибольшей эффективностью (с учетом специальности, профессии, образования и способностей работника).

2) Удовлетворение первичных жизненных потребностей. Необходимо проводить работу по повышению материальной заинтересованности всех категорий работников. Для управления интересами людей в процессе труда необходима обоснованная дифференцированная оплата труда. А уровень оплаты труда должен напрямую зависеть от трудового вклада работника. При этом уравниловка и ограничения в заработке недопустимы.

3) Развитие социально-производственной инфраструктуры. Создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В систему факторов, определяющих комфортность труда, входят следующие: социально-психологические условия; организационно-технические (уровень механизации и автоматизации производственных процессов, организация и оперативность управления, компетентность и т.д.); психофизиологические; эстетические (особенности формирования эмоций, удобство рабочего места и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Управление системой образования. Обоснуйте необходимость взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления необходимы, т.к. органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их проблемы в той же сфере образования. ...

Лидерство в коллективе
Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующим роли лидера. Т. е. его индивидуальные качества должны быть выдающимеся по сравнению с качествами других. Он должен обладать ...

Мировой опыт деятельности общественных организаций в сфере социальной политики
Некоммерческий или третий сектор, как особый социальный, экономический и политический феномен, привлек серьезное внимание исследователей относительно недавно - лишь в конце 60-х. Только в 70-х эта проблематика стала предметом общественных ...