Этические принципы социальной работы
Материалы и статьи » Технология социальной работы » Этические принципы социальной работы

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей.

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки нуждающегося человека. С другой стороны, этические принципы являются неотъемлемой ценностью, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников, охватывают различные стороны профессионального взаимодействия социального работника: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу.

В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:

—клиент индивидуален;

—клиент имеет право на выражение своих чувств;

—социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;

—клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

—он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

—клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

—клиент имеет право на конфиденциальность.

Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:

• никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;

• никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

• не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

• не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильны выбор.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.


Рекомендуем к прочтению:

Причины потребления наркотиков
Почему же, несмотря на все ужасы, к которым приводит потребление психостимулирующих веществ, люди, и, прежде всего молодые люди, продолжают это делать? Психостимуляторы позволяют молодому человеку сбежать от не устраивающей его реальност ...

Общество Сторожевой Башни, или Свидетели Иеговы
Общество Сторожевой Башни – одно из самых знаменитых и скандально известных религиозных движений в современном мире. Свидетели Иеговы были официально зарегистрированы в СССР 27 марта 1991 г. Тогда же Всемирный Управленческий Центр Свидет ...

Афоризмы
Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах) Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен) Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть ...