Этические принципы социальной работы
Материалы и статьи » Технология социальной работы » Этические принципы социальной работы

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей.

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки нуждающегося человека. С другой стороны, этические принципы являются неотъемлемой ценностью, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников, охватывают различные стороны профессионального взаимодействия социального работника: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу.

В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:

—клиент индивидуален;

—клиент имеет право на выражение своих чувств;

—социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;

—клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

—он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

—клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

—клиент имеет право на конфиденциальность.

Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:

• никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;

• никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

• не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

• не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильны выбор.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.


Рекомендуем к прочтению:

Виды обеспечения военнослужащих Российской Федерации и их правовое содержание
В настоящее время в юридической и военной литературе сложилось понятие о нескольких видах обеспечения военнослужащих: денежное довольствие, продовольственное обеспечение и вещевое обеспечение. Они носят материальный характер обеспечения в ...

Условия назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца
Трудовой пенсией по случаю потери кормильца принято называть такую пенсию, которая устанавливается в связи со смертью кормильца из числа застрахованных.[24] Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ нетрудоспособные члены ...

Характеристика различных подходов определению «Социальной политики»
Не вдаваясь в конкретные детали анализа социальной политики в литературе, можно условно выделить три основных подхода к её пониманию. Первый подход предполагает, что социальная политика - это деятельность по установлению и поддержанию пол ...