Разработана федеральная миграционная программа [9]. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются:
- регулирование эмиграционных потоков;
- преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Чехией, Словакией, Финляндией и рядом других стран [2]. Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 200 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств [11]. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением эмигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты российской эмиграционной политики:
- реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
- обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов [2].
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной (Приложение 10), при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России [67] особое внимание уделяется:
- улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;
- привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы;
- защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом;
- получению эмигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся эмигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь [62]. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся эмигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности. С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных эмигрантами, и их адаптации к условиям отечественного рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
- введение специальных депозитных счетов;
- продажа земельных участков под строительство;
- выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
- создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
- открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
- создание специального пенсионного фонда.
Международная миграция рабочей силы выгодна всему мировому сообществу в целом, а так же стране куда уезжают и стране откуда уезжают [5].
Выгодно стране-экспортеру:
- не выплачиваются социальные платежи;
- приток части заработанных денег за границей в страну, т.к. работники, уезжающие за границу на заработки, чаще всего отсылают часть заработанных денег на родину семье.
Выгодно стране-импортеру:
- налоги, выплачиваемые иммигрантом, поступают в государственный бюджет;
- повышается уровень конкуренция на рынке труда в странах с большим наплывом иммигрантов, в результате размер оплаты труда падает в принимающей стране.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними и всевозможных разработанных программ [67].
Согласно концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года в области эмиграции и расселения обозначена основная цель: создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации [12]. Думаю, это, в частности, относится и к эмиграционной политике Ставропольского края. Конечно, реализация данной программы должна проводиться с учетом специфики нашего региона. Однако, по существующим прогнозам, в России сохраниться эмиграционный отток в ближайшее десятилетие. Ставропольской край также сохранит нынешний показатель, а эмиграция по-прежнему будет оказывать определенное влияние на демографические и социально-экономические процессы в регионе.
Рекомендуем к прочтению:
Механизм социализации молодых людей
Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в ...
Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?
Экономическая теория при исследовании экономических процессов в своих многообразных разновидностях оперирует обобщенной моделью homo economicus — «человека экономического». В этой модели человек выступает в качестве «чисто экономического ...
Экономический интерес
Понятие «экономические интересы» известно с давних времен. Еще на заре экономической науки виднейшие ученые того времени бились над проблемой выявления их сущности. Например, Аристотель, обращаясь к исследованию интересов, понимал под ним ...
|