Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае
Страница 2
Материалы и статьи » Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае » Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае

Германия - главная страна выезда. Последние полвека в Германии - во всяком случае, в западной части - не было политических и социальных потрясений. По уровню жизни и социальной защищенности она остается одной из самых благополучных стран [38]. Для многих россиян и ставропольчан, в частности, как, в общем, и для сотен тысяч людей в других развивающихся странах, перебраться в Германию - желанная цель. Цены для печи для Бани.

Этническая группа немцев на Ставрополье, претерпевает стабильный эмиграционный отток. Немцы, приехавшие в Ставропольский край из Казахстана и республик Средней Азии, используют его в качестве «плацдарма» для дальнейшего движения в Германию [21]. Ярко выраженный этнический характер сохранила не только эмиграция немцев, но также и евреев. Решение евреев о том, оставаться ли жить на Ставрополье или уехать навсегда, определяется широким кругом факторов, среди которых ведущую роль играет оценка ситуации в крае проживания и ее обозримых перспектив. Поэтому улучшение социально-экономического и политического климата способствовало некоторому ослаблению эмиграционных настроений (Приложение 15, Диаграмма 1). Это объясняется двумя причинами. Во-первых, как сказано выше, была окончательно демонтирована система государственного антисемитизма, в массовом отношении к евреям все более стали преобладать позитивные или, по меньшей мере, толерантные и нейтральные установки. Во-вторых, рост экономического благополучия в России в период до августовского кризиса 1998 года также положительно повлиял на социальное самочувствие евреев (Приложение 15, Диаграмма 2). Определяющим фактором в формировании эмиграционных планов евреев является их возраст. Потенциально наиболее мобильна молодежь. Среди пожилых (70 лет и старше) эмиграционные настроения распространены меньше всего (Приложение 15, Диаграмма 3) [59].

Изначально наиболее высокий эмиграционный потенциал еврейского населения ожидался в группе наименее обеспеченных в материальном отношении. Предполагалось, что настроены, уехать, прежде всего, те, кому нечего терять, чьи доходы не позволяют обеспечить достойный уровень жизни в Ставропольском крае. Однако, напротив, среди людей с самыми низкими доходами оказалась самой высокой доля тех, кто не намерен уезжать ни при каких обстоятельствах, тогда как среди наиболее обеспеченных этот показатель - втрое меньше. В определенной мере эта закономерность связана с тем, что среди наименее обеспеченного населения большинство составляют пожилые люди, которым труднее других менять привычное окружение, адаптироваться к новым условиям жизни. Но этим объяснение не исчерпывается. Потенциальные эмигранты - это, по-видимому, люди социально более активные, что позволяет им лучше преуспевать и в крае, и большего ожидать и в эмиграции. Поэтому среди самых обеспеченных зафиксирована максимальная доля тех, кто намерен покинуть страну (Приложение 15, Диаграмма 4).

В качестве главных мотивов, побуждающих эмигрировать в такие страны дальнего зарубежья, как США, Германия, евреи называют общую нестабильность в крае, стремление к благополучной цивилизованной жизни, а основная доминирующая идея выезда в Израиль сопряжена с возможностью создания там еврейской семьи, а также перспективы жить полнокровной национальной жизнью (Приложение 15, Диаграмма 5). Следует отметить, что антисемитизм в качестве лидирующего мотива эмиграции присутствовал в сознании еврейского населения скорее как факт истории, а не как отражение актуальной ситуации. Подтверждение тому – мотивы выезда. У молодых основные причины эмиграции - это стремление к лучшей жизни и неверие в позитивные перемены в России и естественный мотив воссоединения с близкими (Приложение 15, Диаграмма 6) [59]. Таким образом, основу этнической эмиграции все еще составляют немцы и евреи. География эмиграции, в общем, совпадает с их расселением. Если говорить о ней в общероссийском масштабе, то немецкая эмиграция идет главным образом из восточных районов России, еврейская — из центральных [19]. Северный Кавказ—единственный район, где примерно одинаково представлены оба потока.

На примере Ставрополья, заметно, что большинство жителей эмигрируют в Германию и Израиль, а не в Англию, например. Так что, поток мигрантов все-таки связан с понятием «этнической родины». Еще одна интересная тенденция постепенного уменьшения оттока репатриантов - немцев, евреев, связано с тем, что большинство желающих уже переехало. А вот количество русских, выезжающих на работу или "сопутствующих" при переезде репатриантам (жены, мужья, дети), растет (доля русских среди эмигрантов уже в два раза больше, чем евреев) [27]. Объясняется это тем, что в миграцию в первую очередь вовлекаются русские, входящие в состав смешанных семей. Процент таких семей на Северном Кавказе равен 13% [42].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Рекомендуем к прочтению:

Голодание и жизненная сила организма
Сильный тот, кто способен преодолеть свои слабости. Б. Франклин. Под «жизненной силой» мы подразумеваем тот информационно-энергетический уровень, который руководит развитием и построением человеческого организма от состояния оплодотво ...

История демографической политики в России
Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он ...

Социологические основания профессиональной этики социального работника
К одной из центральных проблем в теории социальной работы и теоретической социологии относится проблема социального действия (М. Вебер). Социальным можно считать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу ...