Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае
Страница 2
Материалы и статьи » Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае » Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае

Германия - главная страна выезда. Последние полвека в Германии - во всяком случае, в западной части - не было политических и социальных потрясений. По уровню жизни и социальной защищенности она остается одной из самых благополучных стран [38]. Для многих россиян и ставропольчан, в частности, как, в общем, и для сотен тысяч людей в других развивающихся странах, перебраться в Германию - желанная цель.

Этническая группа немцев на Ставрополье, претерпевает стабильный эмиграционный отток. Немцы, приехавшие в Ставропольский край из Казахстана и республик Средней Азии, используют его в качестве «плацдарма» для дальнейшего движения в Германию [21]. Ярко выраженный этнический характер сохранила не только эмиграция немцев, но также и евреев. Решение евреев о том, оставаться ли жить на Ставрополье или уехать навсегда, определяется широким кругом факторов, среди которых ведущую роль играет оценка ситуации в крае проживания и ее обозримых перспектив. Поэтому улучшение социально-экономического и политического климата способствовало некоторому ослаблению эмиграционных настроений (Приложение 15, Диаграмма 1). Это объясняется двумя причинами. Во-первых, как сказано выше, была окончательно демонтирована система государственного антисемитизма, в массовом отношении к евреям все более стали преобладать позитивные или, по меньшей мере, толерантные и нейтральные установки. Во-вторых, рост экономического благополучия в России в период до августовского кризиса 1998 года также положительно повлиял на социальное самочувствие евреев (Приложение 15, Диаграмма 2). Определяющим фактором в формировании эмиграционных планов евреев является их возраст. Потенциально наиболее мобильна молодежь. Среди пожилых (70 лет и старше) эмиграционные настроения распространены меньше всего (Приложение 15, Диаграмма 3) [59].

Изначально наиболее высокий эмиграционный потенциал еврейского населения ожидался в группе наименее обеспеченных в материальном отношении. Предполагалось, что настроены, уехать, прежде всего, те, кому нечего терять, чьи доходы не позволяют обеспечить достойный уровень жизни в Ставропольском крае. Однако, напротив, среди людей с самыми низкими доходами оказалась самой высокой доля тех, кто не намерен уезжать ни при каких обстоятельствах, тогда как среди наиболее обеспеченных этот показатель - втрое меньше. В определенной мере эта закономерность связана с тем, что среди наименее обеспеченного населения большинство составляют пожилые люди, которым труднее других менять привычное окружение, адаптироваться к новым условиям жизни. Но этим объяснение не исчерпывается. Потенциальные эмигранты - это, по-видимому, люди социально более активные, что позволяет им лучше преуспевать и в крае, и большего ожидать и в эмиграции. Поэтому среди самых обеспеченных зафиксирована максимальная доля тех, кто намерен покинуть страну (Приложение 15, Диаграмма 4).

В качестве главных мотивов, побуждающих эмигрировать в такие страны дальнего зарубежья, как США, Германия, евреи называют общую нестабильность в крае, стремление к благополучной цивилизованной жизни, а основная доминирующая идея выезда в Израиль сопряжена с возможностью создания там еврейской семьи, а также перспективы жить полнокровной национальной жизнью (Приложение 15, Диаграмма 5). Следует отметить, что антисемитизм в качестве лидирующего мотива эмиграции присутствовал в сознании еврейского населения скорее как факт истории, а не как отражение актуальной ситуации. Подтверждение тому – мотивы выезда. У молодых основные причины эмиграции - это стремление к лучшей жизни и неверие в позитивные перемены в России и естественный мотив воссоединения с близкими (Приложение 15, Диаграмма 6) [59]. Таким образом, основу этнической эмиграции все еще составляют немцы и евреи. География эмиграции, в общем, совпадает с их расселением. Если говорить о ней в общероссийском масштабе, то немецкая эмиграция идет главным образом из восточных районов России, еврейская — из центральных [19]. Северный Кавказ—единственный район, где примерно одинаково представлены оба потока.

На примере Ставрополья, заметно, что большинство жителей эмигрируют в Германию и Израиль, а не в Англию, например. Так что, поток мигрантов все-таки связан с понятием «этнической родины». Еще одна интересная тенденция постепенного уменьшения оттока репатриантов - немцев, евреев, связано с тем, что большинство желающих уже переехало. А вот количество русских, выезжающих на работу или "сопутствующих" при переезде репатриантам (жены, мужья, дети), растет (доля русских среди эмигрантов уже в два раза больше, чем евреев) [27]. Объясняется это тем, что в миграцию в первую очередь вовлекаются русские, входящие в состав смешанных семей. Процент таких семей на Северном Кавказе равен 13% [42].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Рекомендуем к прочтению:

Уречская горпоселковая детская библиотека-филиал №3
Работа детской библиотеке по организации культурного досуга детей и подростков так же ведётся по комплексно-целевой программе «Крок у будучыню». Различие заключается в том, что аудиторию детской библиотеки составляют ученики 1-9 классов о ...

Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии. Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...

Добрачное поведение
В добрачный период появляются некоторые перспективные проблемы, обнаруживающиеся в браке, которые можно назвать как «родовые травмы». На судьбе брака сказываются место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге - положительное ...