Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственность – основа личности социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственность – основа личности социального работника

Социальную работу определяет то главное обстоятельство, что именно личностные качества специалиста во многом обуславливают оптимальный характер и эффективность социальной работы.

Основой личности социального работника является нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики, этикета, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.

Нравственные знания. Основные знания об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном учебном заведении, вузе или на курсах и факультетах повышения квалификации.

В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционировании в обществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию.

Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, основанным на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики; однако так бывает далеко не всегда.

Следует отметить, что знание норм морали не всегда порождает нравственность поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность – они могут не использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой двойной морали, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считает для себя обязательным следовать ее требованиям.

Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой степенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных.

Нравственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность – наивысшая степень нравственного сознания социального работника, она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Кадровая политика как система управления людьми
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк: 1. увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: 2. переводить на сокращенные формы занятости; ...

Специфика студенческой семьи. Понятие и общая характеристика студенческих семей
Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных ...

Выявление "сильных и слабых сторон"
Согласно большинству проработанных источников, часто особое внимание при изучении культуры и традиций зарубежных стран (и Великобритания не исключение) уделяется определению слабых и сильных сторон всех сфер жизнедеятельности, без чего, п ...