2. Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). В индивидуальных беседах необходимо дать военнослужащим возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние – временное, оно присуще всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и увидели готовность помочь им со стороны не только специалистов, но и близких, родных. Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
3. Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция или психокоррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели (норме). Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).
4. Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).
5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.
6. Помощь в профессиональном самоопределении, профориентация в целях переобучения и последующего трудоустройства.
Модель психологической реабилитации:
1. Взаимная адаптация психолога и пациента.
2. Обучение пациента навыкам саморегуляции.
3. Катарсический этап (повторное переживание).
4. Обсуждение наиболее типичных форм поведения. На примере жизненных ситуаций.
5. Апробирование новых навыков поведения через игру.
6. Определение жизненных перспектив.
В идеале каждый участник боевых действий должен проходить и психологическую, и медицинскую реабилитацию. Таким образом, следует говорить о целостной медико-психологической реабилитации (или помощи) и социальной поддержке военнослужащих (Приложение 3), участвовавших в боевых действиях.
Наиболее оптимальным для реализации задач системы социальной реабилитации участников боевых действий является создание специализированного центра социальной реабилитации лиц, принимавших участие в боевых действиях. Такой центр может решать весь комплекс проблем социальной адаптации и реабилитации ветеранов горячих точек.
Центр социально-психологической реабилитации участников боевых действий должен решать следующие задачи:
· медицинская реабилитация военнослужащих (особенно инвалидов);
· социально-психологическая адаптация военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей в системе рыночных отношений (индивидуальная психологическая и психотерапевтическая помощь, групповые и индивидуальные формы реабилитации);
· социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей (с этой целью должна быть организована работа комнаты психологической разгрузки при центре);
· образовательная деятельность (профконсультирование, первичное или дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации по гражданским специальностям, профессиональная переподготовка);
· содействие в трудоустройстве: создание банка вакансий рабочих мест на рынке труда, поддержание связей с работодателями;
· социально-правовая защита (координация действий центра с военкоматами, воинскими частями, службами занятости, учебными центрами, юридическое консультирование; поддержка предпринимательства, участие в создании и реализации систем социальной защиты).
Представляется также целесообразной разработка целостной модели социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, в которой должны найти свое место все работающие с участниками боевых действий организационные структуры, такие как:
Рекомендуем к прочтению:
Что понимается под системой социально экономического
прогнозирования
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит ...
Образовательный мониторинг в системе общего среднего образования
Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильн ...
Деонтология основных видов взаимодействия в социальной работе
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством
Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, ...
|