Особенности социально-психологической реабилитации участников боевых действий. Законодательная база по защите и реабилитации участников боевых действий в России
Страница 5
Материалы и статьи » Технология социально-психологической реабилитации участников боевых действий » Особенности социально-психологической реабилитации участников боевых действий. Законодательная база по защите и реабилитации участников боевых действий в России

2. Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). В индивидуальных беседах необходимо дать военнослужащим возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние – временное, оно присуще всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и увидели готовность помочь им со стороны не только специалистов, но и близких, родных. Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.

3. Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция или психокоррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели (норме). Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).

4. Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).

5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.

6. Помощь в профессиональном самоопределении, профориентация в целях переобучения и последующего трудоустройства.

Модель психологической реабилитации:

1. Взаимная адаптация психолога и пациента.

2. Обучение пациента навыкам саморегуляции.

3. Катарсический этап (повторное переживание).

4. Обсуждение наиболее типичных форм поведения. На примере жизненных ситуаций.

5. Апробирование новых навыков поведения через игру.

6. Определение жизненных перспектив.

В идеале каждый участник боевых действий должен проходить и психологическую, и медицинскую реабилитацию. Таким образом, следует говорить о целостной медико-психологической реабилитации (или помощи) и социальной поддержке военнослужащих (Приложение 3), участвовавших в боевых действиях.

Наиболее оптимальным для реализации задач системы социальной реабилитации участников боевых действий является создание специализированного центра социальной реабилитации лиц, принимавших участие в боевых действиях. Такой центр может решать весь комплекс проблем социальной адаптации и реабилитации ветеранов горячих точек.

Центр социально-психологической реабилитации участников боевых действий должен решать следующие задачи:

· медицинская реабилитация военнослужащих (особенно инвалидов);

· социально-психологическая адаптация военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей в системе рыночных отношений (индивидуальная психологическая и психотерапевтическая помощь, групповые и индивидуальные формы реабилитации);

· социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей (с этой целью должна быть организована работа комнаты психологической разгрузки при центре);

· образовательная деятельность (профконсультирование, первичное или дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации по гражданским специальностям, профессиональная переподготовка);

· содействие в трудоустройстве: создание банка вакансий рабочих мест на рынке труда, поддержание связей с работодателями;

· социально-правовая защита (координация действий центра с военкоматами, воинскими частями, службами занятости, учебными центрами, юридическое консультирование; поддержка предпринимательства, участие в создании и реализации систем социальной защиты).

Представляется также целесообразной разработка целостной модели социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, в которой должны найти свое место все работающие с участниками боевых действий организационные структуры, такие как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Взгляды Карла Мангейма по вопросам системы образования
В развития ранее цитированных мыслей Мангейма о роли «интеллигенции» и «интеллектуалов» и с точки зрения актуальности проблемы для начала посмотрим на то какие функции системы образования каким образом превалируют в рамках института образ ...

Влияние насилия в компьютерных играх на подрастающего поколения
Насилие в компьютерных играх – насущная для общественности (а особенно для игровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно ли считать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Как виртуа ...

Процессы управления в организациях
Все организации имеют искусственную, созданную людьми природу. Помимо этого, каждая из них стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным неформальный контроль и координацию действий членов ...