Технология социально-психологической реабилитации участников боевых действий
Материалы и статьи » Технология социально-психологической реабилитации участников боевых действий

На каждом участнике боевых действий лежит отпечаток боевого опыта, существенно влияющий на его психологическое состояние, социальную и профессиональную адаптацию, межличностные отношения с ближайшим окружением.

Поэтому общество в целом и Вооруженные Силы, как институт, в частности, имеют потребность в приложения особых усилий по реабилитации этой специфичной категории военнослужащих, особенно инвалидов войны (Приложение 1).

Сегодня существует ряд проблем, которые затрудняют проведение данной работы.

Во-первых, в Российской Федерации отсутствует достаточный опыт реабилитации участников боевых действий. Это ведет к росту социального напряжения, самоубийствам, преступности среди данной категории. При этом исследования показывают, что указанные явления характерны для инвалидов войн в различных странах. Так, по данным изучения американских ветеранов войны во Вьетнаме, проведенного в 1988 году, у 15,2% из них наблюдались выраженные посттравматические стрессовые расстройства, у 35% отмечены родительские проблемы, у 47,3% - крайние формы изоляции от людей, у 40% - выраженная враждебность к окружающим. 36,8% представителей этой социальной группы совершают более 6 актов насилия в год каждый.

Менее драматичная, но весьма схожая картина наблюдается в социально-психологических процессах адаптации к мирным условиям жизнедеятельности участников военных конфликтов в нашей стране. При этом негативные психические феномены характерны как для участников боевых действий в Афганистане, так и на территории Северного Кавказа. Особенно остро они проявляются у ветеранов, получивших в ходе выполнения боевых задач различные группы инвалидности.

Во-вторых, специально организованная работа в масштабах страны по социально-психологической реабилитации участников боевых действий не соответствует современным требованиям. Она по-прежнему ведется методом «проб и ошибок», без опоры на научную базу.

В-третьих, остро ощущается слабая научная разработанность проблемы социально-психологической реабилитации участников боевых действий, необходимость расширения и совершенствования категориальной базы психологической науки в этой области. Требует развития категориальный аппарат военной и социальной психологии, теоретические наработки которых могут стать основой для организации социально-психологической реабилитации участников войны.

В конце XX — начале XXI века опубликованы работы по реабилитации ветеранов войны Р.А. Абдурахманова и С.И. Съедина, П.А. Корчемного, Л.А. Китаева-Смыка, В.Е. Попова, И.В. Соловьева, Н.В. Тарабриной и др. Однако рассмотрение социально-психологической реабилитации участников боевых действий в отечественной науке носит пока фрагментарный и недостаточно системный характер, существующие научные подходы нуждаются в насыщении новыми эмпирическими методами, обеспечивающими требуемый современной практикой уровень управления данным процессом. Индивидуально-личностные особенности участников боевых действий изучались локально, факторы, влияющие на характер их социально-психологической реабилитации комплексно не исследовались.

Таким образом, несмотря на то, что проблема социально-психологической реабилитации участников боевых действий стоит чрезвычайно остро, степень ее научной исследованности нельзя признать удовлетворительной. Это определило выбор темы исследования, его объекта и предмета.


Рекомендуем к прочтению:

Пропаганда как средство политической коммуникации. Понятие политической коммуникации
Пропаганда относится к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также ...

Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей оз ...

Итоги исследования
В ходе исследования были выявлены: Каналы и передачи влияющие на культуру повседневности студентов и её составляющие. уровни активности участия телевидения в культуре повседневности студентов. Предпочтения студентов при выборе телевизи ...