Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы – порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).
Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.
Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).
Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.
Рекомендуем к прочтению:
Брак
Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-эт ...
Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...
Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков
средствами социальной работы. Профилактика
девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной ...
|