Профессиональная этика социального работника
Материалы и статьи » Профессия социального работника » Профессиональная этика социального работника

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью нравственности и деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Латвийской Республики, касающиеся социальной работы.

Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели».

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный результат. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

Социальный работник в своей деятельности так же должен руководствоваться следующими принципами:

 соблюдение разумных интересов клиента;

 личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

 уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

 принятие клиента таким, каков он есть;

 конфиденциальность;

 доброжелательность;

 бескорыстие;

 честность и открытость;

 полнота информирования клиента.


Рекомендуем к прочтению:

Механизмы разрешения социального конфликта. Технология предупреждения конфликтов
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам[10]: 1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные ...

Средняя арифметическая.
Наиболее распространенным видом средних является средняя арифметическая. Она применяется в тех случаях, когда объем варьирующего признака для всей совокупности является суммой значений признаков отдельных её единиц. Для общественных явлен ...

История демографической политики в России
Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он ...