Мера и разумный риск, как факторы творчества
Страница 2
Материалы и статьи » Историческое формирование социокультурного процесса » Мера и разумный риск, как факторы творчества

Творческая деятельность человека – это загадка, которую человечеству еще предстоит разгадать в будущем, но уже сейчас можно определенно сказать, что она связана со стабильностью-нестабильностью и риском, как главными ее факторами. Самое главное определить предпосылки возникновения творчества в социокультурной деятельности человека, сущность процесса возникновения творчества, что к нему движет человека в процессе его конкретно-исторического развития. Эти задачи и предстоит решить синергетике, с помощью понятий стабильности и нестабильности в их новой форме диалектического взаимодействия. www.psychologyland.ru

Человек, как носитель духовной и культурной информации, использует главное ее свойство – универсальность и в результате этого познает посредством науки закономерности своего развития и развития окружающего его мира. Но он только познает, но еще и преобразует мир, т.е. изменяет его свойства в процессе своей творческой универсальной социокультурной деятельности, которая постоянно накапливается, диалектически развивается все более прогрессируя. Таким образом, в процессе своей творческой культурной деятельности, человек изменяет картину мира.

Наука тоже изменяет картину мира, особенно социальная наука и она тоже сама постоянно меняется, обновляется в связи с изменение, обновлением информации, которой она располагает. Значит наука тоже развивается между полюсами стабильности и нестабильности, балансируя на грани, что и позволяет ей достигать все более нового прогрессивного уровня развития. Что же позволяет в процессе этой балансировки соблюдать равновесие и не переходить от одной крайности к другой? Здесь возникает понятие меры во всем, как основы устойчивого равновесия.

Мера может быть в вещественном, в духовном, в различных явлениях и процессах. Мера, накапливаясь в недрах стабильности, перерастает в нестабильность, до тех пор пока в процессе творческой креативной деятельности не произойдет значительный скачок и не возникнет что-то новое, что выведет систему из равновесия в состояние нестабильности. Затем, происходит процесс накопления информации в состоянии нестабильности и опять внутри него начнут вызревать внутренние факторы, ведущие через риск и превышение меры к стабильности и опять-таки, благодаря творческому обновлению, благодаря тому, что случайные силы обстоятельства выводят систему из равновесия, но это уже будет совершенно иное качество, иное свойство информации. Таким образом, соблюдение меры – это и есть та «золотая середина» или «золотое сечение», которое позволяет системе балансирующей между стабильным и нестабильным состоянием быть в равновесии.

Любой предмет, явление, процесс изменяется, прежде всего, изнутри, до тех пор, пока превышение меры этого изменения не превратит его в другой предмет, явление, процесс.

К мере во всем призывал еще Аристотель, говоря, что «найти эту золотую середину, можно только зная крайние полюса, между которыми она находится». + Например, где мера между настоящим и будущим, между оптимальным и минимальным. Человечество с давних времен стремилось к соблюдению этой меры, т. к. известно, что человек меру не соблюдает в силу своей постоянной тяги к творчеству, к созданию чего-то нового в стремлении изведать, понять неизвестное.

В процессе социокультурного развития «золотую середину», меру, поможет определить социальная наука, хотя бы и нарушив стабильность, т. к. она все равно приведет опять к стабильности в процессе исторического развития, как единого целого, потому что нет ничего абсолютного, а значит мера и является мерилом равновесия. Ни один исторический процесс не может быть доведен до конца до своей крайности, абсолютной завершенности, т. к. в нем самом в процессе его развития уже зарождаются черты и свойства нового процесса, а значит, балансировка между новым и старым обязательно приведет к победе нового. Мера не дает раскачать маятник до абсолюта, она все равно приведет к устойчивости и вырабатывается она конкретно-исторической практикой. В этом заключено понятие менталитета нации, как тоже меры социокультурных отношений. Например, в процессе перестройки отрицательный персонаж спекулянт относится к предпринимателям, а частная собственность становится необходимым атрибутом рыночных отношений и уже не вызывает непринятия в сознании людей. Но само общество осталось тем же самым, изменилась только информация о нем, его свойства оно поднялось на более высокий уровень своего развития. Балансируя между стабильностью и нестабильностью, полностью изменится ему не дала, как раз мера, которая постепенно привела к устойчивому развитию, изменились только нравственные ценности и социокультурные понятия, но не изменилась сама культура.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Становление класса собственников в России. Определение предпринимательства
При Иване Силаеве одну из дверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил Ходорковский ". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы "Менатеп" не был, пожалуй, первым, кто начал лоббирова ...

Заключение.
Причины многих современных разногласий и конфликтов уходят корнями в прошлое, разжигание же новых не имеет под собой никакой логической базы. Россия всегда являлась общим домом для множества этносов, представляя собой смесь различных кул ...

Индивидуальная программа реабилитации
Осуществление всех направлений медико – социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР) (приложение № 16-17), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и с ...