Цивилизационный анализ общества
Страница 1
Материалы и статьи » Общество как система » Цивилизационный анализ общества

Как оппозиция формационному подходу возник цивилизационный подход. Пока ученые еще не выработали единого подхода к нему. Споры начинаются с самого первого вопроса: что же такое цивилизация? Понятие «цивилизация» употребляется сейчас в нескольких смыслах: • как определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер);

• как синоним культуры (А. Тойнби);

• как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством. Такое понимание цивилизаций мы встречаем у Моргана, вслед за ним у Энгельса, сегодня уТоффлера (США);

• как тип культуры и общества, развитый отдельной нацией или возникший в определенном регионе или в конкретную эпоху (цивилизация майя, цивилизация Древнего Рима); '•

• как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. ^

Как видно, эти понятия в одних случаях дополняют друг друга, а в других являются взаимоисключающими.

По-видимому, к наиболее существенным чертам цивилизации можно отнести следующие: .

1) переход к собственно социальному (от животного) образу жизни;

2) комплекс общественного разделения труда, с профессиональными работниками искусства, военными и бюрократией, существующими наряду с массой первичных сельскохозяйственных производителей;

3) возникновение письменности, городов, классов и государства с комплексом всех его атрибутов;

4) в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис.

Не вдаваясь в подробности (так как этот материал изучался ранее в курсе культурологии), раскроем суть цивилизационного подхода. На Западе он был развит М. Вебером, О. Шпенглером и А. Тойнби, Ф. Броделем и др. В России его сторонниками были Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев и др.

В цивилизационном подходе конкурируют друг с другом две теории: теория локальных цивилизаций и теория стадиального развития.

Суть первой из них, которая представлена Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и А. Тойнби, заключается в отказе от линейного понимания истории и идеи единого человечества. Теория локальных

цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Человечество с их точки зрения представляет собойне монолит, а множество отдельных культур (цивилизаций), несводимых друг к другу вследствие отличий в сфере религии, национального характера и других культурных универсалий. Каждая культура имеет свою уникальную судьбу, но, в то же время проходит одни и те же этапы - от возникновения до гибели, которые и составляют единый цикл развития.

Стадиальная теория рассматривала цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы).

Несмотря на различия, сторонники обеих теорий признают, что общей структурной единицей исторического процесса является цивилизация, которая рассматривается как целостная общественная система. I

В 60-80-е годы XXв. цивилизационный подход начали активно внедрять в отечественную философию истории. С его помощью надеялись преодолеть упрощенный подход, развиваемый историческим материализмом, в основе которого лежал примитивно понятый марксизм. Преимущество этого подхода видят, в частности, в том, что он позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, не сводя все богатство общественной жизни к экономике и не отводя духовной сфере общества роль надстройки. Достоинство его также заключается в том, что он позволяет учесть специфику стран и регионов. История рассматривается при этом как многолинейный, многовариантный процесс.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Специфика культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города. Особенности подросткового возраста
…в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного… Л.С.Выготский Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вмест ...

Инвалиды как объект социальной работы
Инвалидность – нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, влекущее за собой полную или значительную потерю трудоспособности. Выделяют три группы инвалидности: § Лицам, полностью утратившим трудоспособность в ...

Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде: 1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса) Это первый ...