Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности
Страница 1
Материалы и статьи » Социологические подходы к рассмотрению личности » Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности

Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее типичные характеристики. Социологическая теория личности оперирует понятиями "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность". В обыденном языке эти понятия иногда используются как синонимы, но в научном плане они не отождествляются. www.geogtime.ru

Понятие "индивид" используется наукой, чтобы подчеркнуть биологическую природу человека, то, что он произошел от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному миру. В этом случае мы смотрим на человека с точки зрения его физических и духовных способностей, которыми обладает человеческий организм.

Понятие "человек" служит для обозначения представителя человеческого рода в отличие от мира животных, причем акцент делается на социальной природе человека, т.е. на тех общих чертах, которые выделяют человека из животного царства.

Понятие "индивидуальность" обычно сопрягается с такими эпитетами, как "яркая", "творческая". Это понятие случит для выражения самобытности человека, оригинальности его мышления и чувствования.

В понятии "личность" принято выделять два взаимосвязанных аспекта:

1) то, что характеризует принадлежность человека к обществу, коллективу, т.е. черты, которые присущи многим людям;

2) то, что характеризует особенность человека, порожденную различиями в условиях жизни, деятельности, природными задатками, что определяет относительную автономность человека.

Значит, "личность" - это любой конкретный человек с присущими ему социально – обусловленными индивидуально – выраженными чертами.

Поскольку сущность человека выражается через его социальные качества, постольку личность помимо индивидуальных характеристик предполагает определенную меру социализации человека. А вот какая это личность, всецело зависит от самого человека, от его места и роли в жизни общества, от направленности его деятельности.

Личность есть относительно поздний продукт общественно – исторического и онтогенетического развития, специальное человеческое образование. Биологическая природа человека является базисом развития его социального мира.

Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности. На этом общая психология ставит точку. Социология же, пользуясь определением личности, ("выясняет, каким образом, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние, с другой, реализует свою социальную сущность")1. Социологический подход к личности выявляет, каким образом сформировались социально – типические черты, почему в одних условиях жизнедеятельности личности они выражены в большем объеме, а в других, иные социальные черты возникли вопреки принадлежности человека к данной социальной группе, к социальной среде.

Значит, в социологии акцент делается на выявление социальных качеств, социальных типов личности. Именно в структуре сознания и деятельности отдельных индивидов, которых изучает социолог (например, путем опроса или наблюдения), отражается общее и особенное социальных систем, общностей, групп, к которым они принадлежат.

Исходя из этого: личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного воздействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

В социологии понятие "личность" играет не всегда центральную, но очень важную роль. Обязательным субстратом "социального" является индивид, как носитель биологических и психологических особенностей. Социология чаще оперирует понятием "индивид". Эта традиция сложилась еще в рамках классической социологии Э. Дюркгейма.

Еще М.Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у М. Вебера ограничивалось выделением специфических мотивов и основанных на них типах действий.

Т. Парсонс сделал еще один шаг вперед – ввел в социологию понятие "ценности" и "культуры", которые рассматривал как атрибуты личностного.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был ра ...

Мера и разумный риск, как факторы творчества
Внутри самой волновой информации заключено понятие риска, как характеристики этой информации, которая развивается и внутренне и способна к внутренней самоорганизации, т.е. риск – это как бы универсальная характеристика этой информации, он ...

Проблемы студенческой семьи и их решение
В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные ...