Современные язычники

Среди современных язычников достаточно много молодежи в возрасте 15-35 лет, часто с высшим техническим образованием. И их не так уж мало, особенно в крупных городах. В их квартирах могут спокойно уживаться домотканые одежды, кольчуги и волчьи шкуры с офисной мебелью, современным музыкальным центром и компьютерной системой. Древние традиционные и стилизованные народные заговоры, заклинания, молитвы, секреты народной медицины, использование паранормальных целебных свойств растений, камней и явлений природы вообще, архаическая символика и орнаменталистика, все виды магии - от бытовой до вредоносной и любовной - все это идет в ход для создания мифологической ауры нового реконструируемого учения. Современная действительность связывает воедино седую древность и новейшие компьютерные технологии. С одинаковым успехом могут использоваться гадания по полету птиц, дуновению ветра, астрологические прогнозы и связь через сеть Интернет.

Можно выделить три типа неоязыческих групп. В первом молодежь как бы играет в древнюю веру, реконструируя народный быт, одежду, танец, славянские ратоборства и т.п. Ролевики и некоторые группы молодежи, например, современные хиппи, обладают своей мифологией, сформировавшейся под влияниями книг фэнтэзи, получивших свое развитие в хоббитских игрищах. Беганье с мечами-топорами по лесам сближает с природой. Игровая ритуальная магия воинов-ролевиков в свою очередь проникается «народно-природной» культурой, что облегчает переход к дохристианским традициям. Во втором - любители природы. Они и экологически чистые уголки природы знают, и травами целебными вылечить могут. Многие обряды проводятся на природе, практикуются специальные походы в экологически чистые или аномальные зоны: в горы, в глухие леса, на озера, к священным камням и источникам.

В третьем - национал-патриоты, участвующие в политических акциях. В начале 1990-х весьма активны были «Союз венедов». Здесь часты антиеврейские и антикавказские настроения. Хотя обычно об этом открыто не заявляется. Так, на вопрос о национализме одни язычники ответили: «Национализма у нас нет, мы живем в своей стране». А про то, как они относятся к евреям, остроумно сказали: «мы к евреям не относимся .». Что же повлияло на обращение молодежи к язычеству? Данный процесс начался в конце 1980-х годов, когда ослабла руководящая роль партии и засилие атеизма. Люди стали обращаться к духовному наследию предков. Появилась некая мода на религии, увлечение мистицизмом и магией. В Интернете неоязычники имеют специальные сайты - «Славянская харизма», «Джива - Храм Инглии», «Религия Руси», славянский историко-культурный альманах «Курган», «Древнеславянские мифы и легенды» и «Славянское Язычество» (Ярослав Добролюбов) и прочие. Неоязычники проводят конференции и дискуссии в электронной сети, такие, например, как Форум «Сварожий круг», призывая к диалогу всех желающих. К этнографическо-игровым чаще принадлежат 15-20-летние подростки. Что же привлекает подростков в славянском неоязычестве? Чаще всего преобладают литературные, спортивные, экологические и игровые мотивы. Политические мотивы более характерны для молодежи 18-25 лет. Существенным является и поиск новой общей идентичности со взрослыми, отличающимися оригинальным поведением и внешностью. Для подростков язычество с его обрядностью, мифами, магией и поединками – это таинственная игра, позволяющая уйти от техногенных реалий современности и очутиться в сказке, ощутив себя ее героем. Взрослые язычники нередко наделяют себя вычурными или знаменитыми историческими именами и самыми разнообразными титулами, вплоть до «Волхва Всея Руси», что также вносит элементы игры. Неоязычество - это из защитных реакций современного общества, оторванного от природы и родовых корней технократической цивилизацией.


Рекомендуем к прочтению:

Дебюрократизация общества и роль в этом процессе социологических исследований
Преодоление бюрократизма — постоянная проблема и необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом. Борьба с бюрократизмом (дебюрократизация как реальная система мер по его п ...

Выявление "сильных и слабых сторон"
Согласно большинству проработанных источников, часто особое внимание при изучении культуры и традиций зарубежных стран (и Великобритания не исключение) уделяется определению слабых и сильных сторон всех сфер жизнедеятельности, без чего, п ...

Задачи переписи во второй половине 20 в.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людск ...