- биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;
- личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые индивид должен проявлять при выполнении роли, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;
- характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;
- структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с данной группой.
Оценка ролевой концепции личности дана в работе Дж. К. Хоманса "Возвращение к человеку". В ней он пишет, что практически, а не в философском смысле, вопрос заключается не в том, законно ли рассматривать роль как основную единицу анализа, и не в том, существуют ли ролевые институты реально, а в том, привела ли теоретическая программа функционализма к объяснению социальных явлений, включая результаты самого функционального анализа. Вопрос не в том, мог ли достичь этого функционализм, а в том, достиг ли он этого сегодня. На этот вопрос Хоманс отвечает отрицательно.
Интересна на наш взгляд ролевая концепция американского социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Он сделал акцент на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому, ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения не могут в полной мере объяснить поведения человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами, а так как процесс взаимодействия социологами понимается не всегда одинаково, то в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений - теорий ограниченного применения. Результатом исследований Д. Мида стала концепция "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный "Я – образ". Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представленными оценками его "обобщенного другого", как бы смотрит на себя со стороны. Осознание "обобщенного другого" предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: "принятие роли" и "исполнение роли". "Принятие роли" - попытка принять на себя поведение личности, которая находится в другой ситуации или выполняет другую роль. Например, участники детских игр принимают на себя другие роли, например, папы, мамы, учителя. "Исполнение роли" - действия, связанные с действительным ролевым поведением.
Особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, т.к. именно через то, как его воспринимают, формируются его идеи и представления о самом себе, которые затем выстраиваются в стабильную концепцию собственной личности. Дж. Г. Мид выделит три стадии формирования "Я":
1) Имитация – копирование поведения взрослых без понимания его смысла.
2) Игра - воспроизведение поведения взрослого в игре, что в отличие от предыдущей стадии, уже предполагает понимание смысла разыгрываемой роли.
3) Коллективные игры – этап, на котором ребенок начинает осознавать ожидания не только одного конкретного человека, но и всех представителей группы, воплощенных в образе обобщенного и безличного другого.
Поддерживает эту ролевую концепцию еще один представитель символического интеракционизма Ч. Х. Кули. По его мнению, отличительной чертой личности является характерный тип чувства, которое называется "чувство моего" (my feeling) или "чувства присвоения" (sense of appropriation) . Кули исследовал процесс постепенного понимания личностью отличие своего "Я" от других личностей. В результате он пришел к выводу, что становление концепции "собственного Я", во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, во-вторых, не может осуществляться без других личностей, т.е. без социального окружения. Это и есть его концепция "Зеркального Я". Каждый человек, по мнению Ч. Х. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует два восприятия "Я":
1) восприятия "Я" через самого себя;
2) восприятия "Я" в отражении других.
Мы используем представления других о нас самих как зеркало и судим о самих себе по тому отражению, которое там обнаруживаем.
Рекомендуем к прочтению:
Устав Организации Объединенных Наций 1945 года
Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символизировала собой решимость международного сообщества выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о желан ...
Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в
процессе профессиональной подготовки социальных работников. Социальная
работа как специфический вид профессиональной деятельности
В апреле 1991 года впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия «социальный работник». Это способствовало созданию и функционированию различных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов по профессион ...
Демография как наука
ДЕМОГРАФИЯ
(Demography) (буквально «народоописание», от греческих слов demos-народ и grapho-пишу) – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс.
Термин «демография» ...
|