Социологические концепции личности
Страница 3

"Зеркальное Я" включает три компонента":

1) восприятие индивида другими;

2) реакция других на индивида;

3) восприятие индивида, реакции на него.

Правда существует опасность неверного истолкования мнений, которые мы получаем от других, т.е. от искаженного зеркала. Например, люди часто принимают и поддерживают те высказывания о себе, которые им приятны, но которые в действительности оказываются лестью. Точно также человек может отнести критику начальника на свой счет и принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива тогда, как это просто проявление плохого настроения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или нет, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение. Кули отмечает, что уже в возрасте шести месяцев ребенок неодинаково реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека "есть совокупность всех общественных отношений". Сущность же "особой личности" составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно – значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность с точки зрения этого подхода рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально – значимых черт и общественных отношений данного общества

Немецко-американский психолог К.Левин (1890-1947) разработал в 1936 году принцип взаимодействия личности со средой, в которой различал среду физическую и психическую. Ученый считал, что поведение зависит не от прошлого и не от будущего, а от поля настоящего. По его мнению, физическая и социальная среда реально выступает для субъекта в виде психологических феноменов. Поэтому для разных индивидов объективное окружение представляется различным, в зависимости от его личностной значимости.

В концепции личности американского социолога Г. Мерея проблема взаимодействия индивида со средой анализируется через редуцирование характеристик индивида к его потребностям, а свойств среды – к тем ее факторам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению этих потребностей. Свойства среды Мерей обозначил понятием "давление". Основными единицами при исследовании взаимодействия личности со средой служили различные сочетания потребностей и влияния социальной среды. Идеи интеракционизма по разному проявлялись в бихевиоризме и психоаналитической теории личности.

В бихевиоризме теория личности изложена в концепции американского психолога Э. Толмена. Он включил такие понятия, как "познавательные" (или когнитивные) карты.

Суть в следующем – любая личность не просто механически реагируют на стимулы, исходящие из среды, а сопоставляет их со сложившимися в сознании стереотипами на основе опыта "карты поля". Значит, во взаимодействии со средой человек вносит собственный элемент активности и поведения. Взгляды Толмена послужили основой разъединения "чистого" бихевиоризма с идеями когнитивной психологии.

И остается еще одна интересная концепция личности – психоаналитическая - З. Фрейда. В теории психоанализа взаимодействие личности и общества осмысляется как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями за их нарушения, устанавливаемыми обществом - с другой. З. Фрейд противопоставил принцип реальности и принцип удовольствия как два основных движущих механизма в психике человека.

Принцип реальности - состоит в том, что далеко не все желания по объективным причинам могут быть удовлетворены немедленно. Например, летом мы не всегда можем пойти на пляж, т.к. случается, что идет дождь, зимой в нашем климате это вообще невозможно, нужно либо ждать лета, либо совершать очень длительное путешествие.

Принцип удовольствия – связан с действием психических инстанций. "Оно", - содержащее интенсивные желания, требует от человека ("Я") немедленного их удовлетворения.

"Сверх - Я", т.е. совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком от окружения, требует от "Я", чтобы его действия соответствовали нормам; нарушение же их приводит к наказанию или потери любви и уважения со стороны значимых других. "Сверх - Я" воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отожествлять с желанием. Но противоречия между желаниями и требованиями "Сверх - Я" вообще нет, т.к. при условии обладания "Сверх - Я" положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а значит, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотношения с ожидаемой оценкой других людей. По сути, указанные инстанции психики являются интерназионализованными объективными отношениями между индивидом и его социальным окружением. Процесс интернационализации происходит в детстве, когда под влиянием родителей и других значимых формируются и основные модели отношения личности к окружению и самому себе. Психоаналитический подход во многом односторонний. Запреты "Сверх - Я" и принцип реальности не носят абсолютного характера, если они становятся слишком жесткими, возникает психическая патология, которая и лечится психоанализом. Значит по Фрейду, личность – это ансамбль иррациональных, бессознательных влечений. Фрейд также отмечал, что цивилизация с ее запретами и санкциями - великое благо и необходимость, иначе человечество, полностью подчинивших сексуальным и летальным инстинктам, не смогли бы выжить, а с другой стороны - она – бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений ведет к прогрессирующему развитию неврозов, тревоге, деформации характеров, отчуждению. Так как обществу угрожает дезинформация, есть необходимость в социализации и контроле.В целом можно сказать, Фрейд разработал модель личности, состоящую из 3-х компонентов:

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению: