Беспризорность и безнадзорность как социальные категории

В толковом словаре Д.Н. Ушакова беспризорность определяется как бездомность, полная заброшенность детей и подростков как социально-бытовое явление. Большой юридический словарь толкует данный термин как особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);

б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).

Данный источник также указывает на то, что беспризорность является серьезным криминогенным фактором.

Достаточно широкое определение дает нам одна из педагогических энциклопедий: бездомность – отсутствие дома/убежища или проживание в обстановке, полностью не отвечающей социальным и личным потребностям.

В данном же источнике безнадзорность определяется как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. В ряде публикаций данные понятия смешиваются, интерпретируются как синонимы.

Однако, они отличны друг от друга. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Говоря о беспризорности и безнадзорности, мы будем исходить из определений, данных в законе, поскольку в нем одновременно выявлена связь и отличия вышеуказанных терминов. Таким образом, можно предположить, что трудность в разделении этих понятий возможна по той причине, что они имеют существенную связь между собой в том смысле, что безнадзорность является почвой для развития беспризорности. Эти понятия вместе составляют цикл десоциализации ребенка (подростка), когда менее опасное явление набирает обороты, превращаясь в социальную болезнь.


Рекомендуем к прочтению:

Личностно-ориентированный подход в решении проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания. Опыт практических учреждений по решению проблем коммуникативной деятельности людей пожил
Жизнь пенсионеров в ЦСО скрашивается, в основном, социально-бытовым и медицинским обслуживанием; наличием общения, питанием. Совершенствование деятельности ЦСО должно быть направлено на решение целого комплекса организационно-управленчес ...

Приложения
Приложение 1 Субъекты РФ Индекс неблагополучия Республика Тыва 643 Магаданская область 488 Чукотский автономный округ 464 Камчатская область 407 Республика Алтай 395 Республика Бурятия 388 Читинская область 365 Сахалинская облас ...

Сферы общественной жизни
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки — политической, правовой, религиозной и т.д. — современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни ...