Беспризорность и безнадзорность как социальные категории

В толковом словаре Д.Н. Ушакова беспризорность определяется как бездомность, полная заброшенность детей и подростков как социально-бытовое явление. Большой юридический словарь толкует данный термин как особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);

б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).

Данный источник также указывает на то, что беспризорность является серьезным криминогенным фактором.

Достаточно широкое определение дает нам одна из педагогических энциклопедий: бездомность – отсутствие дома/убежища или проживание в обстановке, полностью не отвечающей социальным и личным потребностям.

В данном же источнике безнадзорность определяется как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. В ряде публикаций данные понятия смешиваются, интерпретируются как синонимы.

Однако, они отличны друг от друга. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Говоря о беспризорности и безнадзорности, мы будем исходить из определений, данных в законе, поскольку в нем одновременно выявлена связь и отличия вышеуказанных терминов. Таким образом, можно предположить, что трудность в разделении этих понятий возможна по той причине, что они имеют существенную связь между собой в том смысле, что безнадзорность является почвой для развития беспризорности. Эти понятия вместе составляют цикл десоциализации ребенка (подростка), когда менее опасное явление набирает обороты, превращаясь в социальную болезнь.


Рекомендуем к прочтению:

Виды образовательного мониторинга
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием. На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга: · государственный; · региональный; · локальный ...

Профессиональное общение как средство деятельности социального работника
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к у ...

Методические подходы к решению проблем общения у пожилых людей. Изучение проблем общения людей пожилого возраста
Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, многие авторы указывают на распространенность одиночества и вызываемые им проблемы (Комаров Ю.М., 1995; Белоконь О.В., 1995; Потехина М.В., 1995; Дартау Л.А., 1995; Гехт И. ...