Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства
Страница 1
Материалы и статьи » Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) » Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства

Освоение культуры находится в прямой зависимости от эффективности просветительно-образовательной деятельности, от культурологической деятельности средств массовой информации, учреждений искусств, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и иных культурно_досуговых учреждений, от культуросозидающего потенциала семьи и микросреды каждого индивида; однако решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры, за самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, за самостоятельный поиск своей индивидуальности, своего роста в культуре, органичную связь с судьбами общества, за постоянное самосовершенствование.

Анализ фундаментальных социокультурных предпосылок распространения эпидемии ВИЧ и СПИД и определяемых ими направлений организации профилактической деятельности показывает, что реализуемые в Российской Федерации программы профилактики основываются на многочисленных подходах. Авторы данного аналитического доклада считают возможным выделение, как минимум, следующих направлений профилактики, в которых используются средства культуры и искусств особенно важные в поведенческом плане. При этом считается, что наличие знаний об эпидемии ВИЧ и СПИДа и её последствиях является достаточно действенным средством для формирования охранительного поведения. Этот подход применяется при решении широкого круга социальных проблем, таких как наркомания, борьба с ксенофобией и социальной агрессией и т.д. Наиболее продуктивно информационно-просветительская деятельность осуществляется в средствах массовой информации (телевидение, радио, ресурсы Интернета, печатные СМИ и др.) [42; С.12-14]

Недостатком профилактических программ, основанных на информационно-просветительском подходе, является то, что кроме предоставления информации о ВИЧ и СПИДе, в них часто реализуется стратегия запугивания и формирование страха перед вирусом и, как следствие, перед его носителями. Большинство этих программ не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и краткосрочны.

Важнейшее педагогическое условие для реализации этого подхода – строгая дифференциация в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для «фокусных» групп населения, ориентироваться как на личность, так и на отдельные конкретные социальные группы, общество в целом.

Средства искусства в этих программах применяются в основном только как средство привлечения внимания, иллюстрации проблемы.

2. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают протективные факторы здоровья – в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влияющее на развитие болезни. Основной целью программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Таким образом, эта программа ориентируется на изменение среды, поскольку важность социальной и культуральной ситуации для их реализации очевидна.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Позитивная политика
В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества. Не случайно он претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу ...

Занятость подростков, их культурное развитие. Занятость учащихся гимназии.
Когда я проводила опрос среди взрослых, то часто слышала высказывания о том, что современные подростки совершенно не читают книги. « Вот я в их возрасте очень много читала. А они? Разве интересных книг стало меньше? Им просто это не интер ...

Формы организации культурно-досуговой деятельностиподростков в условиях небольшого города
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том чис ...