Задачи переписи во второй половине 20 в.
Страница 2

Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Программа содержала 16 признаков. Применялись две формы переписных листов: 2С (сплошная перепись) содержала 11 вопросов, ответы на которые были получены от всего населения; форма 3В (выборочная перепись) содержала кроме одиннадцати общих вопросов еще 5 вопросов, ответы на которые были получены от 25% постоянного населения (заполнение этой формы проводилось в каждом четвертом помещении). Также при переписи были получены сведения о населении в трудоспособном возрасте, занятом в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве.

При заполнении карточек, главу семьи указывают сами члены семьи из числа постоянно проживающих, но если возникали трудности с определением главы семьи, то главою следовало считать того, кто обеспечивает главные средства к существованию. По итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года, Якутская АССР вышла на первое место, среди 16 автономных республик РФ, по числу, имевших высшее образование. На 1000 человек работающих имели высшее, среднее и неполное среднее образование 848 человек, а по РСФСР – 803 человека.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 года.

По данным последней переписи 1989 года, численность населения Советского Союза была 286,7 млн. человек, в том числе городское население – 188,8 млн. человек, или 66 процентов. Численность населения РСФСР составляла 147,4 млн. человек. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.

Однако у многих достоверность данных последней переписи вызывает сомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР объективно догоняет и обгоняет США, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни, доходов людей, – «подкручивали» в большую сторону. А также существовали закрытые города, не обозначенные на картах, – их данные надо было как-то «размазывать» по всей стране. Значит, смазывалась и вся картина в целом. Не обошлось и без казусов: так, выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране несколько превышает число женатых мужчин. По результатам этой переписи оказалось, что в Тольятти в возрастном диапазоне 15–25 лет на 1 тысячу женщин приходилось 1200–1300 мужчин.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...

Методические подходы к решению проблем общения у пожилых людей. Изучение проблем общения людей пожилого возраста
Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, многие авторы указывают на распространенность одиночества и вызываемые им проблемы (Комаров Ю.М., 1995; Белоконь О.В., 1995; Потехина М.В., 1995; Дартау Л.А., 1995; Гехт И. ...

Взгляды Эмиля Дюркгейма по вопросам воспитания и образования
Общество навязывает нам цели воспитания, утверждает Дюркгейм, повелевает нам развивать у наших детей, прежде всего, те качества, которые роднят их со всеми людьми. В силу каких же причин общество оказывает моральное давление на индивидов ...