Пути развития коммуникативных умений
Страница 1

Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения. В содержании социально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей общения, во-вторых, овладение «технологией» коммуникации, т. е. формирование навыков и умений профессионального общения.

Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений общения с клиентами: управления на формирование умений последовательно действовать на всех этапах консультирования, навыков снятия мышечного напряжения во время социальной работы, умений осуществлять распределённое произвольное внимание, обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуре речи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а при наличии видеомагнитофонной техники - упражнения, обеспечивающие развитие адекватной мимики и жестикуляции в условиях общения с клиентами социальных служб.

Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса на магнитофонной ленте и, тем более, видящий себя на экране видеомонитора, получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики и жестикуляции, воспринимает себя «со стороны» точно также, как другого человека. Одной из форм социально-психологического тренинга общения являются деловые игры, моделирующие типичные социальные ситуации, к примеру, приём клиента. Тренинг общения - новая форма в социальной работе в системе подготовки и усовершенствования социальных работников, представляется весьма перспективной для их обучения (31,46-48).

Необходимо обратить внимание на то, что степень развития коммуникативных умений будущих социальных работников неразрывно связана с непосредственным участием студента-практиканта в проведении приёмов клиентов в социальной службе.

В современных условиях коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

Во многих видах деятельности общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в гуманитарной деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной гуманитарной деятельности общение приобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знания закономерностей делового общения, умение обладать коммуникативными способностями и речевой культурой (12,18).

Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.

Развитие компетентного общения студентов и специалистов в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации, при которой другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой учебной или служебной задачей (30,12).

Одним из главных приёмов формирования коммуникативных умений обладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждение проявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностных отношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения. Частыми причинами затруднений общения студентов и специалистов могут, по мнению автора, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления субъекта.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

В чем заключается сущность эвристического метода прогнозирования
Эвристика — приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем. Эвристические методы прогнозирования — методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством ...

Социология господства
Один из вопросов, который постоянно занимает Вебера и к которому он возвращается вновь и вновь в своих работах, - причины, по которым одни люди подчиняются другим, а также механизмы, с помощью которых осуществляются социальные отношения г ...

Профессионально-квалификационная мобильность кадров
Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков. Квалификация - ст ...