Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
Страница 2
Материалы и статьи » Социально-педагогическая работа по поддержке семьи » Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Следует заметить, что научно-теоретическое обобщение и выработка специалистами определённых принципов не означает их чисто субъективный характер. Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы объективны по форме. Принципы формулируются в виде руководящих правил-начал, с тем, чтобы повседневная деятельность специалиста, оказывающего помощь семье, не противоречила имеющим место социальным закономерностям и в то же время была экономичной и одновременно эффективной.

Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов социальной защиты и поддержки населения, учреждений образования, здравоохранения и т.д., обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки. Следовательно, принципы связаны с одной стороны с закономерностями социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности, а с другой - с практическим опытом реализации его задач, дающим устойчивые положительные результаты.

Во-первых, это принципы, непосредственно относящиеся к проблеме социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности вообще. Как и сама проблема, так и система принципов на сегодняшний день в большей мере рассматриваются в контексте обеспечивающей деятельности. Тем не менее, определённые попытки сформулировать систему принципов для конкретного вида обеспечения или его составляющей отличались в работах А.И. Прохорова, В.Т. Юсова и др[10].

Так, в работе А.И. Прохорова излагается три основных принципа социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности:

- Принцип активного изменения характеристик персонала (воспитание, обучение, психологическая подготовка);

- Принцип обеспечения процесса совершенствования и развития объекта.

- Принцип "выращивания изнутри" (привлечение специалистов к разработке методик, техник).

Психолог В.Т. Юсов наряду с раскрытием закономерностей психологического обеспечения профессиональной деятельности, обосновывает его собственные принципы. К числу наиболее значимых он относит принципы комплектности, системности, дифференцированности, конкретности и целеустремлённости.

Во-вторых, это принципы, присущие самой социальной работе с клиентом, семьёй. Эта группа принципов в общем виде разработана как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сегодня уделяется большое внимание учеными, практическими работниками сферы социальной защиты созданию системы принципов социальной работы с различными категориями семей.

В-третьих, в обширной совокупности системы принципов важное место занимают принципы функционирования самой семьи как объекта и субъекта социальной поддержки.

Каждая семья, независимо от общепринятых принципов социальной работы строит свою жизнедеятельность в соответствии с теми нормами, правами, которые ей вообще представлены обществом.

В семейном кодексе Российской Федерации (ст. 1) отмечается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (Семейный Кодекс РФ от 8 декабря 1995 г. - М,-1995).

В тоже время для определённых типов семей, к числу которых относятся проблемные, дистантные, разнородные и т.п. семьи, реализация ряда этих принципов ограничивается условиями профессиональной деятельности членов семьи и создаёт дополнительные сложности в выделении принципов социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Сравнительный анализ социальной морфологии Э. Дюркгейма и социально-экологического подхода Р. Парка
Современное общество сталкивается с весьма широким спектром социальных проблем. Наше общество характеризуется быстрыми темпами урбанизации, миграции, развитием транспортных коммуникаций, и сегодня, как никогда ранее, условия окружающей ср ...

Приложения
Приложение 1 Статистические данные по участникам боевых действий за 2006-2007гг. В настоящее время в Российской Федерации имеется значительное число лиц – участников войн и боевых действий, в том числе инвалидов, нуждающихся в мерах гос ...

Великобритания глазами иностранцев. Типичное представление
Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих нор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крикет. Они весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв ...