Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
Страница 3
Материалы и статьи » Социально-педагогическая работа по поддержке семьи » Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы

- Методологические

-Интегративные

- Организационные

-Профессиональные (специальные)

Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера социальной политики (государственной семейной политики) России. К ним относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др.

Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип общей заинтересованности (специалиста и клиента) в интенсивном решении возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис-интервентность); принцип целенаправленности и т.д.

Принципы интегративности как направление развития методологических принципов. 0ни выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.

Целостность предусматривает внутреннее единство всех компонентов изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.

Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств и качеств явления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются семьями на практике.

Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения социальной работы - восстановление социальной активности семьи. К этим принципам относятся: социально-технологическая компетентность специалиста, принцип стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.

Социально-технологическая компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных его форм, а также адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста.

Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу проблемных интересов семьи или её членов.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество различных методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование. Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже ста­ли алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Оче­видно, что использование уголовного наказания в отноше­нии гомосексуалистов, п ...

Социальная деятельность с категорией наркозависимых граждан
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных занима ...

Основные характеристики социальных конфликтов. Причины социальных конфликтов
Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения. Существует четыре группы п ...