От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса
Страница 2
Материалы и статьи » Социологическая теория марксизма » От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса

Указывая на это и одновременно характеризуя суть общественного бытия, Маркс и Энгельс писали:

Сознание (das Bewuβtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (bewuβte Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

Развивая эти взгляды, они подчеркивали, что материалистическое понимание истории остается все время на почве действительной истории, объясняя не практику из идей, а идейные образования из материальной практики.

Итак, общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Последнее, по словам Маркса, не имеет собственной истории, ибо оно производно от общественного бытия и отражает его историю. Субъектами собственного сознания выступают различные социальные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания.

Надо сказать, что как классический, так и современный марксизм не отрицают ни самого факта существования индивидуального сознания, ни его роли и значения в жизни и деятельности людей. В то же время марксизм по-своему раскрывает диалектику взаимодействия общественного и индивидуального сознания, отдавая определенный приоритет первому. Показывается не только социальная природа индивидуального сознания, но и существенное влияние на его формирование общественного сознания, проявляющегося в соответствующих взглядах тех или иных социальных групп, общественной психологии и идеологии, духовной культуре общества.

С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи производным от общественного бытия людей, имеет также свою логику развития, вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания. Трудно переоценить значение науки и искусства, передовых идей в области морали, политики и права в развитии современного общественного сознания и общества в целом. И это их значение у постоянно повышается.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Основные источники информации о населении и перепись населения как один из них
Численность и состав населения беспрерывно меняются во времени: люди рождаются и умирают, вступают в брак, или расторгают его, меняют место жительства, повышают свое образование, осваивают новые профессии. Таким образом, беспрерывно измен ...

Социология религии
Вебер пытался доказать, что экономическое поведение людей существенно зависит не только от характера производственных отношений (как утверждает марксизм), но и от общих взглядов людей на окружающий мир. Между тем религиозные догмы и их то ...

Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического опроса
В качестве примера изучения межкультурного восприятия страны хотелось бы привести результаты проведенного в 1999 году исследования, целью которого было выяснение того, каким образом жители разных стран воспринимают Великобританию, какие у ...