Бюрократия — это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых. Бюрократия как слой управляющих людей призвана осуществлять выполнение не только "общих дел", вытекающих из природы всякого общества. Она выполняет также специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством (властью) и народными массами. При этом бюрократия не только служит орудием одних социальных групп против других, но и стремится подчинить действительные потребности общества, задачи, нормы и процедуры нормального его функционирования своим своекорыстным целям, целям самосохранения и укрепления собственных позиций. И как показывает история, бюрократия при этом демонстрирует поразительную приспособляемость. Ее основными чертами являются: а) отчуждение исполнительной власти от народа; б) концентрация власти в руках чиновничества, стремящегося ослабить контроль за своей деятельностью или вообще избежать его. Следовательно, бюрократия — это разновидность организации публичной власти, система социального управления, отчужденная от объекта управления и стоящая над ним.
Функционирование структур публичной власти неизбежно вело к их бюрократической рациональности, обусловленной специализацией и кооперацией управленческого труда. Бюрократическая рационализация характеризуется определенными свойствами. Это — выхолощенность целей деятельности, рациональной в средствах и частностях и иррациональной в целом; это — дифференциация функций, стандартизация методов работы, регламентация действий безличными правилами; это, далее, "деперсонализация", т. е. исключение личных соображений из исполнения служебных обязанностей, строгая дисциплина труда; наконец, многоступенчатая иерархия должностей и обеспеченная карьера при соблюдении определенных условий.
Увеличение числа управленцев, вызванное, в частности, дроблением управленческих функций, приводит не только к отчуждению чиновников-бюрократов. От масс, но и к противопоставлению профессионалов ("верхней бюрократии") рядовым служащим-управленцам, ко все большему влиянию по линии "сверху вниз" и снижению влияния "снизу вверх", что было характерно всегда при любом общественно-политическом строе.
Бюрократия во все времена имела и имеет свою национально-государственную специфику, которая обусловлена в первую очередь общественно-экономическим строем, степенью развития демократических традиций, уровнем культуры, образования населения, нравственной зрелостью того или иного общества. Бюрократизация общества находится в прямой зависимости от природы государственной власти, конкретного государства, его особенностей, от политического режима в обществе. Последнее особенно важно, поскольку сущность политического режима определяется степенью развития демократии, предполагающей: народовластие на основе всеобщих выборов; развитое самоуправление народа, находящее свое выражение, в частности, в сети разветвленных институтов самоуправления; реальные полномочия представительных органов власти; реализацию свободы слова, гласности; право и возможность контроля общественностью всех сторон деятельности государственных органов, государственного аппарата.
С точки зрения сказанного важна (и возможна) характеристика российской бюрократии, связь с которой советской бюрократии, особенно в первые послереволюционные годы, несомненна. В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в XVIII—XIX вв. в военно-политическую государственную машину. Это была "крепостническая бюрократия" [5, С. 211]. Военно-феодальный, империалистический, самодержавно-абсолютистский характер государства превращал российскую бюрократию в страшную реакционную силу, придавал ей такие качества, как полнейшая беспринципность и искусное лицемерие, гигантские размеры, антинародный дух, строжайшая иерархия и чинопочитание.
Характерными чертами российской бюрократии были (к сожалению, остаются и поныне) неудовлетворительная организация дела, приверженность старым методам, схемам, стиль деятельности, базирующийся на различных согласованиях, утверждениях, отписках, порождающих канцелярщину, волокиту, формализм. Характерной является чрезмерная осторожность отечественных бюрократов, избегающих даже малейшей ответственности. Особую угрозу представлял и представляет хозяйственный бюрократизм, разновидностями которого являются ведомственность и местничество, т. е. отстаивание приоритета той или иной отрасли или территории даже в ущерб общенародному делу.
Рекомендуем к прочтению:
Беспризорность и безнадзорность как социальные
категории
В толковом словаре Д.Н. Ушакова беспризорность определяется как бездомность, полная заброшенность детей и подростков как социально-бытовое явление. Большой юридический словарь толкует данный термин как особое социальное положение несоверш ...
Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического
опроса
В качестве примера изучения межкультурного восприятия страны хотелось бы привести результаты проведенного в 1999 году исследования, целью которого было выяснение того, каким образом жители разных стран воспринимают Великобританию, какие у ...
Мотивы и цели добровольной социальной политики
предприятий
Исследуя побудительные причины и функции предоставления предприятиями добровольных социальных услуг, можно встретить множество различных высказываний и толкований [1, 8, 9]. Они редко аргументируются однозначно, чаще для объяснения пользу ...
|