Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем (опыт города Пензы). Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем и имеющими несовершеннолетних детей
Страница 1
Материалы и статьи » Технология реабилитационной работы с людьми, страдающими алкоголизмом » Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем (опыт города Пензы). Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем и имеющими несовершеннолетних детей

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако, современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма родителей и других проблем.

Алкоголизм - это систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле - это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле - неумеренное употребление спиртных напитков, приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие несовершеннолетних. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него несовершеннолетний может попасть в колонию, детский дом и т.д.

Пьянство одного из родителей - беда. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные "промахи" в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение, развивается чувство неуверенности в себе, появляются тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручек, тетрадей, учебников. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Особенности изучения общественного мнения блогосферы методом контент-анализа
Эффективный способ исследования СМИ – контент-анализ. Начало использованию метода положил Г. Лассуэл. Сфера электронных дневников сегодня охвачена лишь маркетинговыми исследованиями, хотя контент-анализ применим и к изучению общественного ...

Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью. Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным кат ...

Позитивизм: Огюст Конт
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением ...