Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем (опыт города Пензы). Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем и имеющими несовершеннолетних детей
Страница 1
Материалы и статьи » Технология реабилитационной работы с людьми, страдающими алкоголизмом » Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем (опыт города Пензы). Реабилитационная работа с семьями, злоупотребляющими алкоголем и имеющими несовершеннолетних детей

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако, современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма родителей и других проблем.

Алкоголизм - это систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле - это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле - неумеренное употребление спиртных напитков, приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие несовершеннолетних. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него несовершеннолетний может попасть в колонию, детский дом и т.д.

Пьянство одного из родителей - беда. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные "промахи" в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение, развивается чувство неуверенности в себе, появляются тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручек, тетрадей, учебников. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Условия эффективности профессиональной подготовки персонала крупной компании
В современной научной литературе достаточно много внимания уделяется проблемам профессиональной подготовки персонала. На основе значительного количества определений понятия «профессиональная подготовка» сформировалось относительно сходное ...

История демографической политики в России
Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он ...

Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения
Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых профессий социального работника - умение и желание помочь людям, найти формы общения. Общение с ...