Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
Страница 1
Материалы и статьи » Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы » Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.

В социально-психологических и педагогических иссле­дованиях для обозначения отклонений (девиации) в пове­дении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциаль­ное поведение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной из сторон явления изменчивос­ти, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активнос­тью подростка. Качество процессов данного взаимодей­ствия позволяет «делить» поведение на нормальное и от­клоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение под­ростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся пове­дение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляю­щееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

В других исследованиях отмечается, что внутри деви­ации выделяют такие ее формы, как девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющего­ся поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного пове­дения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематичес­кое отклонение от учебы или трудовой деятельности; си­стематические уходы из дома и бродяжничество, пьян­ство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркоти­зация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведе­нием можно назвать любые действия, которые не соот­ветствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходи­мо различать позитивную и негативную девиацию.

Позитивная девиация — это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические по­ступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большин­ства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, преда­тельство, жестокое обращение с животными и т. д.

В узком смысле под девиантным поведением понима­ются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асо­циальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголов­ной ответственности из-за их ограниченной обществен­ной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы деликвентного поведе­ния

:

• агрессивно-насильственное поведение, включая ос­корбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности чело­века;

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Что представляет собой экономическая сфера общества?
Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему (если она рассматривается относительно автономно от общества в целом, то можно говорить об экономической системе) общества, включающую в себя все виды производства, распределения ...

Организация социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей. Преступность несовершеннолетних как социальная проблем
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [43; 273]. Согласн ...

Групповая динамика и вход в группу
Идентификация и вхождение в группу обычно становится первым камнем преткновения для исследователя. И интернет-сообщества не являются исключением. Прежде всего, необходимо установить, какая группа респондентов будет адекватной исследованию ...