Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста
Страница 5
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

§ ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

§ наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);

§ наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;

§ ограничение социальной активности ребенка;

§ недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

§ наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

§ наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;

§ принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

§ жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

§ скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;

§ ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;

§ выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы".

Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

§ иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;

§ трудности в общении, отсутствие избирательности общения;

§ инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

§ перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;

§ неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.

Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19, с. 173]

Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работник ...

Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга. Понятие досуга, свободного времени и рекреации
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей ро ...

Этические принципы социальной работы
В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник. Профессиональная этика выполняет множество функций ...