Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
Страница 1
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.[21]

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]

Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.[22]

В соответствии с Законом РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней [поселковая (сельская), районная и городская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. (Закон от 6 июля 1991г. о местном самоуправлении). Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), в ГК (ст.31-41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности. [3]

В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделения администрации района).

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упразднения Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции. (Постановление Правительства от 5 апреля 1997г.) В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей). [17]

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Музыкальная социология в работах Т. Адорно
Теоретическую концепцию Т. Адорно, именно как концепцию, невозможно представить без социологических работ М.Вебера. Т. Адорно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-филос ...

Исторические типы социальной стратификации
В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации. Первый тип — рабство — экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степе ...

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возрас ...