Цивилизационный анализ общества
Страница 4
Материалы и статьи » Общество как система » Цивилизационный анализ общества

Одним из сторонников цивилизационного подхода является В.И. Овсянников, который предлагает следующую периодизацию человеческой истории:

1) становление человека как биологического типа;

2) возникновение локальных цивилизаций;

3) формирование общечеловеческой цивилизации;

4) цивилизация будущего (ноосферная цивилизация^

Он правильно подметил такую тенденцию развития человеческого общества, как нарастание интеграционных процессов, но в то же время в его периодизации количественные характеристики (2 и 3) смешиваются с качественными (1 и 4).

(Сходные взгляды на - периодизацию истории у Ю.В. Павленко, который выделяет следующие этапы:

I. Эпоха развития обществ присваивающего хозяйства (ранняя первобытность).

II. Эпоха развития обществ производящего хозяйства в целом (поздняя первобытность и время цивилизации, рассматриваемые вместе), определяемая как цивилизационный процесс:

1) ступень становления основ цивилизации (в традиционной терминологии - поздняя первобытность);

2) ступень развития и интеграции отдельных цивилизаций (или собственно цивилизационная история);

3) ступень всемирной макроцивилизационной системы третьего тысячелетия.

При этом автор полагает, что выделение узловых моментов всемирной истории, как и ее периодизация, должно базироваться не на поиске некоего универсального критерия, а на определении тех ее точек, в которых наблюдаются взаимосвязанные принципиальные трансформации основных сфер жизнедеятельности людей (экономической, социальной, организационной, культурной и пр.). Последовательное применение такого принципа приводит к достаточно существенному пересмотру традиционных представлений о периодизации социокультурного развития человечества.

Перечень вариантов периодизации истории можно было бы продолжить,^но и приведенные теории дают наглядное представление о состоянии этой проблемы и направлениях ее вероятного реше-ния.уОчевидно, что критерии периодизации могут быть самыми разными, и маловероятно, что один из них будет признан абсолютным. Но это не значит, что попытки периодизации истории бессмысленны. Каждая из них отражает «момент истины», содержит рациональные идеи, открывает новые грани социальных процессов, способствуя тем самым целостному видению мировой историиу

Принципиально иной взгляд на проблему социальных изменений предлагает сравнительно новая (она была создана в 70-х годах XX в.) междисциплинарная теория - синергетика.

Страницы: 1 2 3 4 


Рекомендуем к прочтению:

Национально-этническое развитие Беларуси
Республика Беларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов ...

Социальное неравенство: сущность, причины, значение
Неравенство — характерный признак человеческого общества. На ранней стадии его существования господствовало природное неравенство — деление индивидов по уму, физической силе, внешней привлекательности, способностям, полу, возрасту. По ме ...

Теория Общественного договора Томаса Гобсса
Согласно Гоббсу, естественным состоянием людей до объединения в государство было состояние войны и не просто войны, а "войны всех против всех", так как людям свойственна от природы взаимная склонность вредить друг другу. Посколь ...