• ведущей ролью сферы услуг;
• изменением в социальной структуре общества (классовое деление общества уступает место профессиональному);
• центральным местом теоретического знания в определении политики общества (университеты становятся главными институтами общества);
• созданием новой интеллектуальной технологии;
• введением планирования и контроля над технологическими изменениями;
• потерей собственностью своего значения. Решающим становится уровень знания и образования. Главным конфликтом в обществе становится не конфликт в сфере собственности, а конфликт между знанием и некомпетентностью.
Таким образом, в концепции постиндустриального общества происходит отход от прямолинейного технологического детерминизма; общество рассматривается как система взаимодействующих факторов - техники, социальной структуры, духовных ценностей.
На первый взгляд, кажется, что между теориями об общественно-экономических формациях и постиндустриальном обществе нет ничего общего. Однако между ними немало сходств, которые заключаются в следующем:
• обе концепции основаны на том, что источником прогресса и его критерием является совершенствование форм и методов материального производства;
• обе теории выделяют три большие фазы (Маркс - архаическую, экономическую и коммунистическую; в теории постиндустриального общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное), соответствие между которыми установить достаточно легко;
• обе теории не устанавливают хронологических рамок;
• в обеих теориях признается, что переход между этапами ознаменован революционными изменениями. При этом переход от 1-й фазы ко 2-й - длительный процесс, и он революционен, скорее, но содержанию, чем по форме, переход же между 2-й и 3-й фазами революционен по своей форме;
• сходными представляются коммунистическая и постиндустриальная формации: они объявляются обществами, где трудовая деятельность будет заменена творческой активностью, разовьются способности человека, общество будет гуманным;
• есть и терминологические сходства: 3-я фаза в обеих концепциях характеризуется как постэкономическая.
Эти сходства вызваны влиянием марксистской теории на авторов теории постиндустриального общества.
Видя достоинства обоих подходов, некоторые ученые разрабатывают проекты, основанные на идее взаимодополнения теории формаций теорией цивилизаций. По мнению С. Гомаюнова, цивили-зационный подход пытается Ответить на вопрос «Что это?». Формационный подход обращается главным образом к вопросу «Почему?» В этом смысле их противопоставление столь же нелепо, как и решение вопроса: какое измерение более важно - ширина или длина? Поэтому они взаимно дополняют друга, компенсируя собственные недостатки. С.Э. Крапивенский сделал попытку объединить оба подхода в одной схеме:
Формационное развитие |
Первобытное общество |
Рабовладение |
Феодализм |
Капитализм |
Процессы социализации |
Цивилизационное развитие |
Дикость |
Варварство |
Земледельческая стадия |
Индустриальная стадия |
Информационно-компьютерная стадия |
Доцивилизационный период |
Волны цивилизации | | | | | | | |
Рекомендуем к прочтению:
Основные направления и представители классической социологии.
Натурализм: Герберт Спенсер
Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались ...
Социальное партнерство как компонент системы профилактики с
несовершеннолетними, состоящими на учете или имеющими судимость
Социальное партнерство, по мнению С.М. Кибардиной – это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства – учет ...
Развод - повод для праздника
Церемонии в честь разводов, в ходе которых бывшие супруги весело отмечают свой разрыв, становятся все более популярными в США. В продаже уже появились книги с советами, как лучше развестись. Одна из них называется "Оздоровляющий разв ...
|