Исторический процесс с точки зрения синергетики
Страница 1
Материалы и статьи » Общество как система » Исторический процесс с точки зрения синергетики

Синергетика, разрабатываемая представителем брюссельской школы И. Пригожиным (хотя сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Рассмотрим кратко ее основные положения.

Открытая система всегда находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое постоянно нарушается как факторами внешней среды, так и факторами, принадлежащими самой системе. Особенностью таких систем является непропорциональность между значимостью фактора и степенью изменений системы: фактор может быть малозаметным, но при этом он может вызвать в системе радикальные изменения. Максимально неравновесное состояние системы называется точкой бифуркации. Характерной чертой системы в этой точке является потеря системной памяти, когда разрушаются прежние причинно-следственные связи, а новые еще не созданы. Это приводит к тому, что система становится неуправляемой. В то же время перед ней раскрывается «веер» возможных направлений (или сценариев) развития. Какой из них выберет система, предсказать в принципе невозможно, он является случайным. Большую роль в этом выборе играет аттрактор, предельное состояние системы. Но система не обязательно достигает этого более высокого состояния, она может перейти и на низший уровень или потерпеть крах. Когда выбор сделан, в системе вновь формируются связи и отношения, которые существуют до следующей точки бифуркации. Развитие приобретает, таким образом, нелинейный характер. Это обстоятельство, естественно, оказало влияние и на характер предвидения. Прямолинейная экстраполяция данных стала невозможной, будущее теперь рассматривается как совокупность возможностей, а настоящее - как напряженный выбор одной из них.

Попробуем теперь применить принципы синергетики к обществу.К открытым неравновесным саморазвивающимся системам принадлежат:, в частности, общество и чсультура. С точ\я\ зрения этой теории общество предстает как нелинейная система, обладающая интегрирующим системообразующим фактором. Роль этого фактора в разных системах могут играть различные подсистемы, в том числе далеко не всегда экономическая сфера. Развитие общества зависит во многом от реакции социума на вызов «внешней среды» (например, природы) и динамики внутренних процессов, т.е. стабильность в развитии общества нарушается активностью самого общества (А.П. Назаретян). В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов степень неравновесности системы возрастает, что в конечном итоге приводит к ее кризису. В строении системы есть уязвимые места - «дырки», где удар возмущающих воздействий дает наибольшие последствия. Поэтому особенности дестабилизации зависят не столько от воздействия внешних факторов, сколько от устройства самой системы.

В точке бифуркации (таковыми в истории были эпохи Возрождения, Реформация, социальные революции и т.д.) происходит, как уже отмечалось, исчезновение прежнего системного качества. Развитие общества не определяется ни законами причинности, ни вероятностью - в момент взрыва эти механизмы полностью отключаются, новые же взаимосвязи еще не сформировались. В этих условиях перед обществом возникают разнообразные сценарии развития: от полного краха до перехода на новые системные качества. Выбор будущего реализуется как случайность, проявляющаяся в ходе деятельности конкретных людей.

Большую роль в этом выборе играет конкретная историческая личность (личности). Причем выбор пути осуществляется ею исходя из индивидуальных предпочтений и установок, идеалов. Они-то и выполняют роль аттрактора. Волевые решения, принятые в узком кругу и весьма слабо связанные с экономической и социальной динамикой, не раз круто меняли судьбы народов. Кроме того, при анализе многих исторических событий оказывается, что общество порой выступает как огромный усилитель отдельных поступков, мыслей, случайных обстоятельств.

В-П. Бранский сформулировал понятие суператтрактора как общечеловеческого идеала. Он является результатом «борьбы идеалов», в ходе которой происходит идеализация самих идеалов, т.е. стираются их случайные черты и сохраняются общечеловеческие, инвариантные.

Ученые отмечают, что в ходе развития системы происходит эволюция областей притяжения аттракторов. Это означает, что общественные идеалы (религиозные верования, философские системы, научные теории) в ряде случаев со временем могут измениться. Если иметь в виду ближайшую перспективу, то это кажется несущественным, но с точки зрения долговременной перспективы оказывается, что у общества изменились цели развития, а значит и будущее. Но каковы бы ни были идеалы, они предохраняют общество от распада, что придает культуре в целом антиэнтропийную функцию.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Цели социальной политики и ее основные направления
Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданск ...

Социальная деятельность с категорией наркозависимых граждан
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных занима ...

Понятие пенсии, виды трудовых пенсий.
Пенсии как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX – начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по ста ...