Военное право является комплексной отраслью российского права и представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Известный специалист в области военного права А.В. Кудашкин, раскрывая содержание предмета военного права, выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по управлению военной организацией государства:
Общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения;
Отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих;
Отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции;
Отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права [2].
Следует отметить, что общественные отношения, связанные с реализацией статуса военнослужащих, их социального обеспечения и социальной защиты, образуют вполне самостоятельную подотрасль военного права. Аргументом, подтверждающим данный вывод, является то, что эти две сферы общественных отношений, объединенные А.В. Кудашкиным в одну группу, регулируются двумя самостоятельными законодательными актами: федеральными законами «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ[2].
Можно выделить следующие отличительные особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве – законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и тому подобное, то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
Рекомендуем к прочтению:
Структура социального конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так как наряду с тем, что он является системой, ко ...
Всеобщая декларация прав человека 1948 года
Основные положения Всеобщей декларации отражают самые сокровенные чаяния человечества. Она написана "неполитическим" языком и устанавливает формы отношений, на которые может рассчитывать каждый человек в мире. В этом документе в ...
Принципы переписи населения
По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в с ...
|