Это позволяло до недавнего времени поддерживать высокий уровень замещения (от величины заработной платы) пенсий и пособий: пенсий до 65-75% от заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности до 90%.
Шведская модель государства всеобщего благосостояния | | | |
Государственное социальное обеспечение всех граждан страны за счет государственного бюджета | |
Дополнительные социальное страхование работающих и членов их семей с высокой долей дотаций из государственного бюджета | | | | | |
Рисунок 4 – Шведская модель
Таким образом, основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в странах Евросоюза ЕС), составляют два базовых института: социальное страхование и государственное социальное обеспечение. С их помощью формируются весьма крупные финансовые ресурсы, которые достигают 30 и более процентов ВВП. При этом на долю социального страхования в большинстве стран ЕС (в Германии, Франции, Бельгии, Италии) приходится примерно 60-70% всех затрат на цели социальной защиты. В Скандинавских странах и Великобритании государственное бюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы на социальное страхование приблизительно равны.
Что касается Республики Беларусь, то нам необходимо совершенствовать систему социальной политики, она достаточно близка к европейской модели, но желательно у нас в стране применить симбиоз моделей.
Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:
- для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине не ниже 40% средней заработной платы по стране; последняя же должна быть не менее пятикратной величины прожиточного минимума; а доля зарплаты в ВВП – достичь за пять лет 35%;
- для пенсионеров – институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;
- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);
- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП).
Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.) 61, Европейской социальной хартией.
В-третьих, необходимо разработать общенациональную (структурированную по основным направлениям) программу развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы [12].
Социальная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение динамичного роста уровня и качества жизни населения, создание условий для всестороннего развития человеческого потенциала. Проводимые последовательные меры по повышению размеров заработной платы и различных социальных выплат, совершенствованию адресной системы социальной помощи нуждающимся гражданам позволили обеспечить в 2008 г. устойчивый рост доходов населения. Так, реальные денежные доходы населения выросли на 14,7%, реальная заработная плата – на 9,5%, реальные пенсии – на 9,2%.
Рекомендуем к прочтению:
Государственное регулирование социального развития в условиях мирового
финансового кризиса
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту бе ...
Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...
Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности
социального работника
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работник ...
|