Функции общественных организаций как субъектов социальной политики
Страница 2

4) Бóльшая финансовая эффективность: организации могут предоставлять публичные блага и услуги более эффективно, чем другие субъекты. Это потому, что они имеют в своем распоряжении ряд специфических ресурсов: время и энергию людей, добровольно и бескорыстно вовлекающихся в их работу (добровольцев), широкие знания о местных нуждах, взаимопонимание с теми, которые ищут у них помощи. Они также не стремятся получить прибыль от своей активности, и не стараются ее увеличить. Что не менее существенно, в отличие от государственных учреждений, они сильно конкурируют между собой за получение грантов и заказов (дотаций и контрактов). Те организации, которые не в состоянии предоставить услуг высокого качества при относительно низких затратах, не получат от спонсора средств на запланированные мероприятия. Все эти ресурсы повышают экономичность деятельности общественных организаций.

Высшее качество предлагаемых услуг обусловлено [26]:

1) услуги предоставляемые организациями, как правило, дешевле;

2) организации быстрее адаптируются к потребностям людей, для которых они работают;

3) они владеют знаниями о реальных нуждах населения.

4. Борьба с негативными последствиями саморегулирования рынка (так называемого, marketfailure).

Третий сектор играет особенно важную роль в предоставлении общественно важных благ и услуг, которые не соотносятся с механизмами рынка и с расчетом в категориях экономической прибыли. Речь идет, например, о религиозных, общественных потребностях, стремлении к самореализации, сочувствии, чувстве солидарности – то есть благах, обмен или предоставление которых подчиняется иным, чем рыночные, ценностям. Они имеют экономическое значение, однако, сложно им приписать определенную финансовую ценность – сложно их купить.

Другой категорией нерыночных благ и услуг являются те, которые можно легко перевести в денежный эквивалент, но которые сами по себе, обычно, не привлекательны для коммерческих предприятий: либо по причине небольшой покупательной способности клиентов (например, услуги для бездомных, неимущих), либо по причине того, что по праву принадлежат всем (напр. информация о правах потребителей), или, наконец, потому что потенциальная прибыль от инвестиции будет получена в далеком будущем, и будет неделимой (например, охрана окружающей среды). Также в случае этих благ и услуг невидимая рука рынка не действует. Несмотря на то, что есть спрос на эти блага, они не предоставляются.

Общественные организации являются, своего рода, реакцией общества на эти проблемы. По причине своего спонтанного характера и приверженности миссии они лучше всего подходят для борьбы за интересы экономически слабых групп либо групп, непривлекательных для рынка по другим причинам.

5. Контроль предоставления публичных благ.

В части, посвященной общественным и политическим функциям организаций, мы пишем об их функции заботы об общем благе. Эта черта деятельности организаций имеет также свое экономическое измерение. Организации стоят на страже качества благ, предоставляемых администрацией. Публичными благами являются, например, уличное освещение, но также общественный порядок, чистая окружающая среда. Это неконкурентные блага (то, что ими кто-то пользуется, не ограничивает доступа других к этим благам), и не подлежащие исключению (нельзя исключить кого-либо от их употребления, даже если он пользуется ими несоответственно – например, не вносит оплат). Организации следят за правильным пользованием этими благами, чтобы доступ к ним был равен для всех, а также заботятся об их сохранении (эта их функция – особенно в области экологии – определяется, иногда, термином «устойчивое развитие»).

6. Внедрение инновационных решений.

Общественные организации часто предлагают нетрадиционные формы деятельности. Новаторство заключается, прежде всего, в способности создания процедур, моделей организации и поведения, которые естественным образом вырастают из окружения, в котором они находятся. Организацию может основать каждый, и каждый может предложить совершенно новый способ решения проблемы или удовлетворения потребностей, который может оказаться более экономным и эффективным, чем используемый до сих пор. Гибкость организаций и их независимость приводят к тому, что они в большей степени способны брать на себя риск, а, следовательно, экспериментировать с новыми подходами и решениями.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Позитивизм: Огюст Конт
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением ...

Социальная организация и управление. Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инн ...

Групповая психология и теория подражания
В конце 19 века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Следовательно, вырос интерес к изучению группового массового поведения и тех психологиче ...