Социальные группы. Типология социальных групп
Страница 2
Материалы и статьи » Социальные группы и институты » Социальные группы. Типология социальных групп

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы: группы конкретного действия состоят из 6-7 человек, группы, занятые теоретической работой, например, парламентские комитеты, включает 14-15 человек;

7. Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;

8. Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.

Исходными формами малой группы являются диада и триада.

Диада

, состоящая из двух человек, основана на эмоциональных межличностных взаимодействиях — любви, дружбе, доброжелательности, ревности и т. д. Обмен услугами эквивалентен, наличествует взаимность чувств и отношений.

Триада

— активное взаимодействие трех человек. В отличие от диады в ней впервые появляется мнение большинства, а с ним рождается социальное отношение. В ней возникает разделение труда, происходит обмен ролями, в результате никто не доминирует.

Малая группа строится из диад и триад и может представлять собой весьма сложное динамичное образование. Нужно отметить, что данная группа может быть и первичной, и вторичной.

К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

На основе социально значимых критериев

(пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы

:

— демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);

— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

— кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);

— территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;

— формальные группы — организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);

— профессиональные и др.

По особенностям идентификации с группой

выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.

Ингруппы

— группы, члены которых расценивают друг друга как "мы". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами

— "другими". Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" — злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню "удаление чуждых расово-биологических тел". Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.

Референтные группы

— означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.

Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы("как бы" группы) — неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории

— сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа— временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

В чем заключается сущность эвристического метода прогнозирования
Эвристика — приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем. Эвристические методы прогнозирования — методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством ...

Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды
Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории. Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественн ...

Синхронные онлайн фокус-группы
Синхронные формы онлайн коммуникации весьма разнообразны и развиваются в геометрической прогрессии. В отличие от асинхронных видов, здесь появляется возможность использовать не только текст, но и графические изображения. И это не единстве ...