Социальные группы. Типология социальных групп
Страница 2
Материалы и статьи » Социальные группы и институты » Социальные группы. Типология социальных групп

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы: группы конкретного действия состоят из 6-7 человек, группы, занятые теоретической работой, например, парламентские комитеты, включает 14-15 человек;

7. Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;

8. Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.

Исходными формами малой группы являются диада и триада.

Диада

, состоящая из двух человек, основана на эмоциональных межличностных взаимодействиях — любви, дружбе, доброжелательности, ревности и т. д. Обмен услугами эквивалентен, наличествует взаимность чувств и отношений.

Триада

— активное взаимодействие трех человек. В отличие от диады в ней впервые появляется мнение большинства, а с ним рождается социальное отношение. В ней возникает разделение труда, происходит обмен ролями, в результате никто не доминирует.

Малая группа строится из диад и триад и может представлять собой весьма сложное динамичное образование. Нужно отметить, что данная группа может быть и первичной, и вторичной.

К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

На основе социально значимых критериев

(пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы

:

— демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);

— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

— кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);

— территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;

— формальные группы — организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);

— профессиональные и др.

По особенностям идентификации с группой

выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.

Ингруппы

— группы, члены которых расценивают друг друга как "мы". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами

— "другими". Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" — злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню "удаление чуждых расово-биологических тел". Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.

Референтные группы

— означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.

Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы("как бы" группы) — неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории

— сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа— временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Взаимосвязь экономической деятельности предприятия и социальных потребностей его stakeholder
В настоящее время на деловую стратегию предприятия влияют такие факторы как глобальная конкуренция, коренные политические изменения, меняющаяся система общественных ценностей и угроза экологической безопасности, поэтому достижение высоких ...

Heкоторые обобщения
Представленная читателю краткая информация необходима для выбора конкретного метода исследования конфликтов. Она может быть полезной лишь при определенных условиях. 1. Исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а ...

Типы социальных институтов
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его с ...