Заключение

Проблема социально-психологической реабилитации и адаптации человека к условиям жизни и деятельности особенно остро заявляет о себе в период социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами и даже локальными боевыми конфликтами. Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты со всей очевидностью показали, насколько важна помощь людям – жертвам военных действий и межнациональных конфликтов, а также участникам боевых действий.

На долю участников боевых действий (особенно ветеранов) выпало слишком много нечеловеческих переживаний. События войны воздействовали не только своей интенсивностью, но и частой повторяемостью, травмы следовали одна за другой, так что у человека не было времени «прийти в себя». В таких исключительных, по современным меркам, условиях, бойцам для выживания потребовались такие навыки и способы поведения, которые нельзя считать нормальными и общепринятыми в мирной жизни. Многие из этих стереотипов поведения, пригодных только для боевой обстановки, так глубоко пустили корни, что будут сказываться еще много лет. Поэтому всем участникам боевых действий предстоит пройти период социально-психологической реабилитации.

Во-первых, главная задача - в оказании не только реальной психолого-социальной поддержки, но и в информировании о предоставляемых правительством льготах и направлении в соответствующие инстанции и учреждения здравоохранения для получения этих льгот и лечения.

Во-вторых, для решения проблемы реабилитации участников локальных войн и боевых действий необходимо использовать разные формы работы: проведение семинаров для сотрудников служб по социально-психологической реабилитации участников боевых действий, индивидуальные психологические и юридические консультации для участников боевых действий и членов их семей, правовая и социальная защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством.

В-третьих, создание и содействие работе общественных объединений также является приоритетным направлением в решении данной проблемы. По признанию многих ребят, отслуживших в «горячих» точках, они нуждаются во встречах и общении со своими сослуживцами, чтобы легче пережить послевоенную психологическую травму.

В-четвертых, включение в федеральную программу "О социальной защите инвалидов на 2006-2010 годы" подпрограммы по поддержке инвалидов боевых действий стала настоящим социальным прорывом. Следующим шагом должно стать создание единой государственной системы социальной защиты лиц, пострадавших при исполнении воинского долга. Кроме того, необходимо повысить пенсии инвалидам и ветеранам боевых действий в Афганистане и Чечне, а также других "горячих точках", которые, в настоящее время защищены хуже ветеранов Великой Отечественной войны.

Таким образом, медико-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения, причем необходим системный и комплексный подход, который заключается не только в создании и совершенствовании приемлемой научной, законодательной баз, специализированных центров для оказания помощи, назначении необходимых выплат, пенсий и пособий, но и в тесном сотрудничестве всех структур государственной власти, общественных объединений, медицинских, психологических и социальных учреждений, непосредственно связанных с решением данной проблемы.


Рекомендуем к прочтению:

Трудовые ресурсы
Термин "трудовые ресурсы", который ввел в науку в 20-х годах XX ст. С. Струмилин, используют преимущественно как планово-учетный измеритель рабочей силы. Трудовые ресурсы – емкое по содержанию понятие. Как социально-экономическа ...

В чем состоят отличительные особенности модели «человека социального»?
В отличие от этого социологическая модель человека — модель homo socius — оказывается более многомерной. В ней человек предстает не только как «человек экономический» со всеми свойственными ему атрибутами, но одновременно и как человек по ...

Функционализм
Функционализм определяет образование как социальный институт общества и его ведущую функцию — как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего23. Многие видные социологи ставили перед отраслью типично функцион ...