Теоретические традиции и течения в социологии образования
Материалы и статьи » Теоретические традиции и течения в социологии образования

Образование привлекает к себе внимание ученых и практиков — представителей разных отраслей знания. Этот интерес продиктован огромной ролью образования в обществе, его возможностями влиять на будущие поколения. Социологи обращают на образование самое пристальное внимание. Становление социологии образования началось в конце XIX века в связи с настойчивыми поисками целостного системного видения образования и в результате все более разносторонних социальных исследований образования. Она особенно активно развивалась во второй половине XX века и стала ныне одной из крупных отраслей мировой социологии.

Российским социологам образования еще предстоит во многом осваивать опыт зарубежных коллег. Не случайно в числе авторов книги — Джин Баллантайн, профессор Университета Райт Стейт (США), одна из ведущих теоретиков отрасли, вице-президент Исследовательского Комитета по социологии образования Международной Социологической Ассоциации, автор ряда крупных теоретических трудов и учебных текстов. Данная работа стала возможной во многом благодаря грантам Программы Фулбрайт и Совета по международному обмену ученых.

Пособие адресовано тем, кто желает получить глубокое представление о системе образования, ее функциях и структуре, социальных факторах развития образования и его взаимодействиях с подсистемами общества. Оно предназначено и студентам, изучающим курс "Социология образования", а потому наряду с учебными текстами включает описание тематики курса, планы семинаров, методические и контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. В иллюстративных целях в пособие включены материалы прикладных исследований, затрагивающие основные уровни системы образования. Для успешной работы с пособием желательно предварительное знакомство с общим курсом и языком социологии.

Характерные черты российской социологии образования сегодня — слабая координация исследований, недостаточное развитие теоретических концепций, способных служить опорой как для интеграции самой отрасли, так и для образовательной политики. Отсюда и неравномерность в уровне разработанности многих проблем в отрасли. Это объясняет первоочередное внимание авторов к методологическим и теоретическим вопросам социологии образования.

Многие важные темы социологии образования, такие как внутренняя социальная жизнь в системе образования, взаимодействие с властью и ее различными ветвями, местным сообществом, экономикой, семьей, религией, национальными культурами остаются все еще недостаточно исследованными применительно к особенностям России, а потому пока круг описываемых в пособии тем выглядит недостаточно широким. Неравномерность проявляется и внутри отдельных проблем и может касаться комплексности их освещения (сочетания теоретического, эмпирического и прикладного знания). Мы надеемся, что социологи усилят внимание к проблемам образования, и тогда тематический спектр исследований станет полнее.

Работа опирается на отечественные и зарубежные источники, на опыт авторов разработке в отдельных проблем социологии образования и в чтении одноименного курса в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (Ному), Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (РГПУ, г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ, г. Екатеринбург), Алтайском государственном университете (АлтГУ, г. Барнаул).


Рекомендуем к прочтению:

Молодежная лесбийская субкультура
В конце 1989 г. в Москве была создана первая "Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)". Программ АСМ подчеркивала, что это «прежде всего правозащитная организация, ее основная цель - полное равнопра ...

Профессиональная мобильность
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности. Форма социальной мобильно ...

Виды образовательного мониторинга
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием. На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга: · государственный; · региональный; · локальный ...