Социология не может существовать, не добывая эмпирическую
информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников,
рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне
рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику,
публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает
в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в
анкетировании их называют респондентами ). Ответы математически
усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц,
выводятся и объясняются закономерности . Конечный итог – построение научной
теории , которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать
практические рекомендации.
Социологическое исследование начинается вовсе не с
составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения
целей, гипотез, построения теоретических моделей. Лишь затем социолог переходит
к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору
первичных данных и их обработке. А на конечной стадии снова теоретический
анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией,
интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические
рекомендации.
Рекомендуем к прочтению:
Идеальные типы социальных действий
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Однако действия и поступки людей изучают и многие другие науки, в частности, история и психология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических ...
Технологии предупреждения и преодоления наркомании. Программы профилактики.
Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этог ...
Особенности потребительского поведения российского предпринимателя
В среде российских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихся между собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением и потребительскими ориентациями.
Имущественные различия между группами связаны ка ...
|