Профессиональное общение как средство деятельности социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа - как профессионально-коммуникативная деятельность » Профессиональное общение как средство деятельности социального работника

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищённых и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодёжь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, несовершеннолетние правонарушители, лица без определённого места жительства, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа – один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под «социальной работой» понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально – незащищённым, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодёжи, пожилым и др.). В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья ( физического, психического, социального ), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно – квалификационой характеристики должности « специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:

1) аналитико – гностическая (выявление и учёт на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

2) диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

3) системно – моделирующая (определение характера, объёма, форм и методов социальной помощи);

4) активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

5) действенно – практическая ( помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно – оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др. );

6) организаторская ( координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания );

7) эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. «Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека». /14, с. 123/

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Мотивация и направления профессиональной мобильности ученых в условиях перехода к рыночным отношениям
Для современной эпохи характерна высокая профессиональная мобильность ученых. Благодаря мобильности осуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающая кадрами новейшие направления исследований. В то же время м ...

История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был ра ...

Технологии социальной работы с клиентами: беседа , оценочный анализ, ведение записей
Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества ...