Профессиональное общение как средство деятельности социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа - как профессионально-коммуникативная деятельность » Профессиональное общение как средство деятельности социального работника

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищённых и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодёжь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, несовершеннолетние правонарушители, лица без определённого места жительства, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа – один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под «социальной работой» понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально – незащищённым, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодёжи, пожилым и др.). В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья ( физического, психического, социального ), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно – квалификационой характеристики должности « специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:

1) аналитико – гностическая (выявление и учёт на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

2) диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

3) системно – моделирующая (определение характера, объёма, форм и методов социальной помощи);

4) активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

5) действенно – практическая ( помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно – оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др. );

6) организаторская ( координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания );

7) эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. «Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека». /14, с. 123/

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Проблема алкоголизма в современном обществе. Алкоголизм в России: факты, статистика, последствия
Факты Алкоголь - главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или кос ...

Основные объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние
Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах обществ ...

Голодание так же старо, как и само человечество
Стремление голодать возникает, когда человек ранен или болен. Даже доступная пища не вызывает в нем чувства голода. В древней истории мы читаем, что голодание практиковалось с незапамятных времен. Особенно часто использовали голодание ре ...