Американская социология и идеология
Материалы и статьи » История западной социологии » Американская социология и идеология

Европейская социология прошлого - начала нынешнего веков профилируется на фоне модернизации общества, падения “старых режимов", в тесной связи с формированием и столкновением буржуазной и социалистической идеологий. Социологическая теория такого общества, вероятнее всего, обнаруживает идеологическую “подкладку", ответственную за отстаиваемые ею цели и ценности. В Соединенных Штатах сложилась уникальная политическая культура, в которой идеологические дискуссии касаются вопроса о путях достижения целей, а не целей как таковых. Сердцевиной американской идеологической традиции является общее согласие по поводу двух основополагающих политических идей: что демократическая форма правления - наилучшая из возможных и что с самых первых своих дней американская история была историей прогресса и достижений. Поэтому для ранней американской социологии не существовало собственно политических проблем. Ее лидеры видели свою задачу в научном обосновании преимуществ или реформирования наличествующей политической и социальной системы. С американской социологией ассоциируется, прежде всего, понятие эмпирической и аналитической социологии. Считается, что именно в Соединенных Штатах родилась традиция систематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, различного рода опросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с сугубо практическими целями. Их результаты предполагалось ориентировать на выработку разного рода практических решений “как” сделать то, что должно быть сделано; при этом то, “что должно быть сделано”, как правило, известно заранее, исходя из usum vitae, а не дедуцируется из теоретических построений), то есть в большей степени на “технологию", задачи социального контроля. Социология, слившаяся с подобными до времени дисциплинарно не идентифицировавшимися исследованиями, имела больше шансов оставаться и в будущем свободной от какой бы то ни было идеологии.


Рекомендуем к прочтению:

Объект и предмет исследования
Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут быть большие или малые социальные группы. Другими словами, объект исследования – это определенная совокупность свойств и ...

Итоги исследования
В ходе исследования были выявлены: Каналы и передачи влияющие на культуру повседневности студентов и её составляющие. уровни активности участия телевидения в культуре повседневности студентов. Предпочтения студентов при выборе телевизи ...

Социальные обследования и политический контроль
Особую и малоизученную проблему истории советской социологии составляет положение эмпирических обследований. Казалось бы, сбор данных о движении, демографическом составе, доходах населения, общественном мнении, политических настроениях и ...