Этико-профессиональный кодекс социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Этико-профессиональный кодекс социального работника

Этический кодекс социального работника составляет основу этики социальной работы [13, 32 - 39].

Этический кодекс определяет, за что отвечает и как должен поступать социальный работник. Таким образом, этический кодекс функционирует как формализованное выражение об ответственности: 1) профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию; 2) представителей профессий перед потребителями услуг; 3) специалистов перед своей профессией.

Помимо выполнения указанной функции, этический кодекс имеет следующие задачи:

– охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, которые возможно применять, чтобы регулировать поведение специалистов;

– способствует компетентной и добросовестной работе специалистов;

– защищает людей от эксплуатации со стороны невнимательных или некомпетентных практиков.

Главная цель этического кодекса состоит в том, чтобы определить безусловные принципы работы в интересах защиты клиента.

Кодекс профессиональной этики разрабатывался в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами. Члены профессиональной группы имеют обязанности перед своими клиентами, работодателями, друг перед другом, перед коллегами из других профессиональных групп и перед обществом.

Для того чтобы выполнить все эти обязанности, специалист имеет дополнительные права, которые приняты и соблюдаются обществом. Любые профессиональные объединения обязаны контролировать выполнение их членами своих профессиональных обязанностей и гарантировать соблюдение всех необходимых профессиональных прав.

К основным принципам этики социальной работы относятся следующие:

1) каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности социальный работник руководствуется принципом социальной справедливости; социальный работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

2) социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; социальный работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней;

3) социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

4) социальному работнику следует свести к минимуму применение правового принуждения при решении вопросов клиента; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, которые используют террор, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;

5) социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы (блока). Первая направлена на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального работника по отношению к клиентам. Вторая группа – на стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациям. Третья – на стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами. Четвертая – на стандарты по отношению к профессии.

Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий и при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация об его участниках рассматривается как конфиденциальная.

Приведем примеры этических кодексов, принятых ассоциациями социальных работников некоторых стран.

Российская межрегиональная Ассоциация работников социальных служб

На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Музыкальная социология в работах Т. Адорно
Теоретическую концепцию Т. Адорно, именно как концепцию, невозможно представить без социологических работ М.Вебера. Т. Адорно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-филос ...

Тенденции развития социальной инфраструктуры
В современных условиях социальная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. ...

Психологические проблемы и нужды ВИЧ-инфицированных людей
ВИЧ-инфицированные люди сталкиваются с рядом психологических трудностей, к повседневными прибавляются проблемы, связанные с болезнью. Осознание того, что ты – носитель опасного и летального вируса, – серьезный стресс-фактор, воздействующи ...