Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Страница 6
Материалы и статьи » Особенности развития социальных знаний в XVII веке

Конечное же, учение Монтескье о законах имеет социально - политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея о закономерностях в человеческой истории - основная идея "О духе законов" - прогрессивная. В противоположность Гоббсу для Монтескье естественное состояние людей - это мир и равенство между ними. Ему чужд взгляд на государство как историческую категорию. Рациональной государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон, ее принципом служит честь, а носителем принципа монархии - дворянство. Деспотия в отличие от монархии - единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе, держится на страхе и считается им неправильной формой государства. Республика же - государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия), а движущими принципами выступает политическая добродетель, то есть любовь к отечеству. Установление республиканского строя еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо везде провести разделение властей. Развивая учение Джона Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п., выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеи Монтескье оказали влияние на дальнейшее развитие политической мысли во Франции и других странах Европы.

Политические учения французского Просветительства стали идейным оружием Великой Французской революции 1789 г. Вместе с тем они содействовали возникновению и развитию прогрессивных и социально - экономических идей в странах Европы и других регионов. Один из выдающихся французских просветителей, демократ, идеолог мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712 - 1773 г.) в трудах "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей" и др. излагает более радикальный характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословные отношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Жан Жак Руссо идеализирует первобытный строй, отрицая учение Томаса Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит "война всех против всех". Оперируя наличием различных политических учений французского Просветительства, Жан Жак Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" все люди равны и не знают над собой порабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде "Общественный договор" Жан Жак Руссо развивает мысль о создании государства вследствие соглашения между людьми и признавал за народом право на государственную власть, в противоположность Гоббсу, который в теории общественного договора оправдывал абсолютистское монархическое государство, обеспечивающее буржуазно - демократические права. Огромное преимущество Жан Жака Руссо и состоит в отстаивании буржуазно - демократических прав и свобод. При своей относительной прогрессивности политические взгляды Руссо идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Влияние Руссо на современников, особенно в период буржуазных революций, затмило влияние Вольтера и Монтескье. Якобинцы использовали учение Руссо о законе как выражение общей воли, о неограниченном суверенитете народа для обоснования революционной диктатуры. Идеи Жан Жака Руссо находили законодательное воплощение и закрепление в Декларации прав человека и гражданина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Рекомендуем к прочтению:

Молодежная лесбийская субкультура
В конце 1989 г. в Москве была создана первая "Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)". Программ АСМ подчеркивала, что это «прежде всего правозащитная организация, ее основная цель - полное равнопра ...

Heкоторые обобщения
Представленная читателю краткая информация необходима для выбора конкретного метода исследования конфликтов. Она может быть полезной лишь при определенных условиях. 1. Исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а ...

Выводы
Тот, кто не ест слишком много не превратится в лентяя. Врата мудрости никогда не запираются. Б. Франклин. Практически все знают, что голодание- сильный оздоровительный метод. Но он не терпит ошибок. Безграмотное голодание недопустимо ...