Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Страница 4
Материалы и статьи » Особенности развития социальных знаний в XVII веке

В естественном состоянии, рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречит естественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка.

Политическое учение Джона Локка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политической мысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джеферсоном Т. другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказала также теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивали Монтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славу основателя буржуазного либерализма, исследователя гарантий естественных прав, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Теоретическая подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям
Проблема теоретической подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего, нравственного, правового и физического и имеет особый психологический смысл. В современных услови ...

Социальная статика и социальная динамика
Вся социология (до 1839 г., в терминологии О. Конта — социальная физика) делилась им на две части — социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальн ...

Сферы общественной жизни
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки — политической, правовой, религиозной и т.д. — современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни ...