
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса. Просветительство как идейное движение, закономерная ступень в развитии буржуазной социально - политической мысли. Тогда же в Европе проявляется политический радикализм, содержащий коренные решительные действия и крайние взгляды. Его представители - Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении выступает Шарль Луи Монтескье (1689 - 1775 гг.). Свои общественно - политические воззрения он изложил в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян". Но главный его труд - книга "О духе законов". Монтескье был убежден, что ход исторического развития определялся не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Они-то делятся на две группы: физические и моральные. Физические определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и т.п. Так, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах обыкновенно царит деспотизм. На севере же, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущая роль среди физических причин принадлежит географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее с развитием цивилизации, это принципы: политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал Монтескье, есть право делать все, что дозволено законами.
В трудах Монтескье дается острая критика абсолютистских порядков при Людовике ХIV, делается попытка вскрыть происхождение государства, объяснить природу законов и на той естественной основе составить проект общественных реформ. Монтескье проводит мысль о закономерном развитии всех явлений, законы, суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и все, что существует, имеет свои законы. Закономерность господствует и в сфере общественных отношений. Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Однако он всегда разоблачал феодализм и провозглашал принципы политической свободы, рассматривая возникновение государства и права исторически, вскрывая закономерности общественной и политической жизни. Естественно, нет абсолютно целесообразного, разумного государственного устройства, религии, законов, нравов, а все зависит от условий жизни народа. И под условиями жизни народа Монтескье понимал географические условия. Однако, законы не могут быть следствием объективных общественных отношений, а устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народа, определяемый географическими условиями его жизни.
Рекомендуем к прочтению:
Позитивная политика
В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества. Не случайно он претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу ...
Культура как фактор социальной регуляции
Изучение концепций, теорий социологии культуры позволяет выявить важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс. Содержательными элементами культуры как фактора социокультурной регуляции являются обычаи, нормы, ценности, ...
Человеческие ресурсы
Естественно и исторически складывающаяся, а также непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей называется населением. Одной из характеристик населения как производителя ду ...
|