Когда стала формироваться экономическая социология?
Материалы и статьи » Объект и предмет экономической социологии » Когда стала формироваться экономическая социология?

Социология как самостоятельная и специфическая наука стала формироваться именно тогда, когда в процессе развертывания промышленной революции конца XVIII - начала XIX веков перед пытливым человеческим умом возникла неотложная необходимость, говоря словами родоначальника социологии Огюста Конта, постичь «сложности общественного организма» и особенности «движения цивилизации», а «это требует предварительного знания реальных законов» [1; 110]. Согласно О. Конту, социология должна стать такой же точной и позитивной наукой, как математика, а для этого необходимо выявить и осознать действие социальных законов, в том числе и законов, предопределяющих поведение людей в экономической сфере общества.

Поэтому уже в первоначальных рассуждениях О. Конта о необходимости самостоятельной социологической науки проявились первые проблемы того, что впоследствии было названо «Экономической социологией». Однако прежде, чем помнился сам этот термин, понадобилось всестороннее исследование К. Марксом закономерностей и особенностей развития капитализма не только как экономической системы, но и определенного типа общества. Понадобилось обстоятельное изучение Г. Спенсером специфики функционирования общества как целостного, постоянно эволюционирующего социального организма. Понадобилось, наконец, скрупулезное исследование Э. Дюркгеймом различных видов общественного разделения труда, чтобы на основе осмысления всего этого последний в своей статье «Социология и социальные науки», впервые опубликованной в 1909 году, в перечне основных подразделений социологии назвал экономическую социологию [5; 279].

И все же этими основными вехами становления экономической социологии выделение ее объекта отнюдь не завершилось, а дискуссии по этому поводу продолжаются и в начале XXI столетия. Особенно оживленный характер они приобрели в середине 50-х годов XX века, когда в США наметился новый, современный этап становления и развития экономической социологии. Его возникновение было обусловлено коренным изменением положения и роли работника в системе производства и соответствующими переменами в социальных статусах предпринимателей и наемных работников, в их социально-экономических взаимодействиях. Еще накануне Второй мировой войны крупное машинное производство подошло к максимальному пределу интенсивного использования физических возможностей работников. После войны, главным образом в связи с введением в производственные процессы новых технологий, акцент стал смещаться на возрастание эффективности психологического и интеллектуального потенциала работника, на разрешение возникающих в экономической сфере социальных противоречий и конфликтов. В результате в структуре социологических и экономических теорий возникли различные варианты концепций «человеческих отношений» и возрастающей роли в производстве, других сферах общественной жизни, «человеческого фактора». Их быстрое развитие, усиление внимания к ним деловых кругов — бизнесменов, предпринимателей, органов управления, профсоюзов и т.п., привело к крупномасштабному функционированию на стыках социологии и экономических теорий нового научного направления - экономической социологии.


Рекомендуем к прочтению:

Старость как социальная проблема
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при р ...

Структура демографической науки.
При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловлен ...

Уречская горпоселковая детская библиотека-филиал №3
Работа детской библиотеке по организации культурного досуга детей и подростков так же ведётся по комплексно-целевой программе «Крок у будучыню». Различие заключается в том, что аудиторию детской библиотеки составляют ученики 1-9 классов о ...