Социальные факторы девиантного поведения
Страница 1
Материалы и статьи » Девиантное поведение » Социальные факторы девиантного поведения

В чем причины и социальные факторы девиантного поведения?

Как мы уже выяснили, на самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем, девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней среды и выступает способом адаптации к ней.

Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов

нарушения норм подобная констатация оказывается недостаточной.

Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму

в его концепции аномии.

Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Состояние аномии - ситуация, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен.

Это приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств.

Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается «один на один» со своей проблемой: он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом.

Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона.

Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества.

Мертон же распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу.

Согласно его мнению, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения.

При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем.

Он зависит от принадлежности индивида к той или иной группе социальной структуры.

Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным трудом и входящие в низшие имущественные слои общества, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство.

Поэтому, чтобы добиться общезначимой ценности - материального успеха, обращаются к социально неодобряемым средствам (воровству и др.).

Таким образом, индивид адаптируется к нормам и ценностям общества.

Мертон называет пять форм адаптации

:

- конформизм,

- инновация,

- ритуализм,

- ретритизм,

- мятеж.

Лишь конформизм оказывается не девиантной формой.

Индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами.

Инновация – форма адаптации, когда человек обходит закон и моральные нормы.

Ритуализм - форма адаптации, когда человек отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества.

Ретритизм - форма адаптации, когда человек становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за «место под солнцем».

Мятеж - форма адаптации, когда человек ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы.

Источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство

людей.

Т. Парсонс

объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций, невыполнением ожиданий.

Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида.

В результате возникает напряжение

как психологическое состояние личности (фрустрация

) и напряженность в отношениях с другими людьми.

Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой:

- приспособленческой;

- отчужденной.

По форме:

- активной,

- пассивной.

«Приспособленческая активная» ориентация ведет к иновации.

«Приспособленческая пассивная» - к ритуализму.

Американский социолог А. Коэн исходит из таких же посылок, что и Т. Парсонс.

Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение.

Однако большинство не нарушает общепринятые нормы, т. е. являются конформистами.

Следовательно, существует не только отклоняющийся способ снятия напряжения.

Девиантное поведение чаще всего вызывает большую напряженность, чем конформизм.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Теории конфликта
Теории конфликта в социологии образования коренятся в идее Карла Маркса об отчуждении и обусловленности образовательных теорий экономическими интересами, носящими взаимно конфликтный характер в антагонистическом обществе. Марксизм доказыв ...

Старость как социальная проблема
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при р ...

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методичес ...