КАК ПРОВОДИТЬ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Втроем
У каждого из трех участников игры своя роль:
- консультант
- клиент
- наблюдатель.
1. Разбейтесь на группы по три человека, чтобы каждый взял на себя одну из указанных выше ролей.
2. Определите проблему, по поводу которой должен обратиться клиент.
ПРИМЕР: Клиент хочет поговорить с консультантом о том, что, по его мнению, его личная жизнь дома ущемляется по сравнению с жизнью других членов семьи. Он ощущает, что поскольку другие члены семьи так много помогают ему, он не имеет права жаловаться. Он пытался говорить с ними об этом, но они не воспринимают его проблемы серьезно, и он впадает в отчаяние.
В течение пяти минут разыграйте эту ситуацию в ролевой игре. Наблюдатель при этом должен слушать "консультанта" и "клиента" и наблюдать за их поведением.
По истечении этих пяти минут и клиенту, и консультанту должно быть выделено по пять минут, чтобы они высказали свое мнение о том, как прошла ролевая игра. Затем каждому дается еще по пять минут, чтобы они могли сказать, что они хотели бы изменить в следующий раз. После этого наблюдатель рассказывает о том, что он видел и слышал по ходу ролевой игры.
Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.
Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть " три ящика стола": Что случилось? (В чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.
У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащей старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что "возраст - это всего лишь состояние души", добыть новый слуховой аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что "мир не без добрых людей", и др.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом
выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.
Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою, он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою доминантность.
Рекомендуем к прочтению:
Культура и искусство
Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колони ...
Пропаганда как коммуникативный акт
В предыдущей главе мы рассмотрели пропаганду, как средство политической, массовой коммуникации, в этой рассмотрим ее с точки зрения моделей коммуникативных актов.
Исследователи пропаганды предлагали различные подходы к ее пониманию. На о ...
Социальная
стратификация. Основные понятия
Неравенство, страта, стратификация, доход, власть, образование, престиж, рабство, каста, сословие, класс, средний класс, ценностная ориентация.
Словарь
1. Социальное неравенство
— неравномерное распределение в обществе дефицитных ресур ...
|