Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения
Страница 12
Материалы и статьи » Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными возможностями » Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения

КАК ПРОВОДИТЬ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Втроем

У каждого из трех участников игры своя роль:

- консультант

- клиент

- наблюдатель.

1. Разбейтесь на группы по три человека, чтобы каждый взял на себя одну из указанных выше ролей.

2. Определите проблему, по поводу которой должен обратиться клиент.

ПРИМЕР: Клиент хочет поговорить с консультантом о том, что, по его мнению, его личная жизнь дома ущемляется по сравнению с жизнью других членов семьи. Он ощущает, что поскольку другие члены семьи так много помогают ему, он не имеет права жаловаться. Он пытался говорить с ними об этом, но они не воспринимают его проблемы серьезно, и он впадает в отчаяние.

В течение пяти минут разыграйте эту ситуацию в ролевой игре. Наблюдатель при этом должен слушать "консультанта" и "клиента" и наблюдать за их поведением.

По истечении этих пяти минут и клиенту, и консультанту должно быть выделено по пять минут, чтобы они высказали свое мнение о том, как прошла ролевая игра. Затем каждому дается еще по пять минут, чтобы они могли сказать, что они хотели бы изменить в следующий раз. После этого наблюдатель рассказывает о том, что он видел и слышал по ходу ролевой игры.

Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть " три ящика стола": Что случилось? (В чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.

У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащей старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что "возраст - это всего лишь состояние души", добыть новый слуховой аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что "мир не без добрых людей", и др.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом

выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.

Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою, он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою доминантность.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Рекомендуем к прочтению:

Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье. Общеобразовательные средние школы
Как уже отмечалось выше, население г.п. Уречье составляет 3989 человек, из них детей и подростков до 18 лет - 732. На территории г.п.Уречье находятся две средние школы. В двух школах 178 учеников старших классов (с 8 по 11 класс) (примерн ...

Великобритания глазами иностранцев. Типичное представление
Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих нор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крикет. Они весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв ...

Цель исследования
Выявить предпочтения молодежи в использовании парфюмерных средств ...