Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения
Страница 9
Материалы и статьи » Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными возможностями » Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения

2. делитесь идеями.

Вопросы личного характера

Для большинства людей это один из самых трудных моментов. Все мы приучены к тому, что задавать человеку вопросы личного характера невежливо, тем более, если вы мало знакомы с ним. Но помните, что цель ваша состоит в том, чтобы помочь человеку, а не просто вы такой любопытный. Вот некоторые рекомендации по этому поводу:

Когда вы задаете вопросы личного характера, каковы при этом ваши мотивы?

1. Вам необходимо задать вопрос, чтобы точнее понять, о чем говорит собеседник?

2. Может быть, ваш вопрос поможет ему\ей увидеть возможные варианты выбора в обсуждаемой ситуации?

3. Окажет ли ваш вопрос на него\нее стимулирующее действие?

Если вы можете сами себе уверенно ответить на эти вопросы, зная, что ваша цель состоит в том, чтобы помочь другим, то вы можете задавать вопросы личного характера. Такие вопросы помогут вам руководить группой, удерживая разговор в рамках обсуждаемой темы. Если данная тема вызывает беспокойство у участников обсуждения, то у них часто наблюдается стремление уйти от этой темы. Прямые и четкие вопросы могу помочь не отклоняться от темы.

Вот некоторые примеры:

1. Человек говорит неопределенно, например, " . не получил никакой помощи, ну вы же знаете, каковы люди". Мол, он не хочет никого беспокоить, лучше посидеть дома.

Тут полезно задать вопрос, каких "людей" конкретно он имеет в виду. Членов семьи, друзей - кого именно? Это поможет ему сконцентрироваться, а вы получите полезную информацию. Чего именно не получил этот человек? Это должна была быть физическая помощь, эмоциональная поддержка, реализация гражданских прав и что-либо иное? Каким образом пытался он получить то, что хотел? Как он определил, что он не получил этого? Как он предполагает получить то, чего хочет?

2. Один из членов группы говорит о том, что жизнь тяжела, о том, что его\ее не понимают, что о нем\ней никто не заботится . и т.п. Он\она говорит, что просит о малом, но получает еще меньше, и так бывает всегда.

Здесь снова полезно спросить, кто те люди, о которых идет речь. Может ли он\она привести примеры? Объясняли ли ему\ей когда-нибудь, почему он\она получает так мало? В чем, по его\ее мнению, причина этого? Что он\она собирается с этим делать? Какова, по его\ее мнению, его\ее доля ответственности в данной ситуации? Есть ли что-то в данной ситуации, что он или она могли бы изменить, чтобы добиться желаемого результата?

Вот пара примеров получения информации личного характера в ответ на поставленные вами вопросы. В другом месте эти вопросы были бы неуместными, но как механизм эффективной работы в группе они очень важны. Когда человек не видит никаких возможностей изменения определенной ситуации, роль ведущего состоит в том, чтобы провести обсуждение проблемы, так чтобы стали видны и другие возможности. После этого человек сможет решить, какую из возможностей ему лучше выбрать.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Рекомендуется вводить ограничения в отношении детей, поскольку они нуждаются в руководстве. Для взрослых, как правило, вводить ограничения не рекомендуется. Это считается неуважением. Однако помните, что вы - ведущий группы. Раз члены группы поддержки пришли в группу, значит, они согласны с этим. Но кончено, это не означает, что вы можете быть тираном.

Цель установления ограничений состоит в том, чтобы структурировать группу. Без этого все время будет проявляться тенденция отклоняться от темы и терять направление. Это затруднит работу не только вам, но и членам группы. При отсутствии структурирования и ориентировки вы обычно будете чувствовать, что члены группы устали или занятие им уже надоело.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Рекомендуем к прочтению:

О предмете социологии молодежи
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д. Поэтому проблемы молодежи исслед ...

Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение
Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, ...

Благотворительный детский фонд «Вифлеемская звезда». Задачи и функции фонда
Сегодня решение проблемы содержания и воспитания детей, оставшихся без попечительства, родителей невозможно осуществить только силами государственных органов. Тяжёлое социально-экономическое положение нашей страны не позволяет государству ...